Окончательный монтаж фильма

Окончательный монтаж фильма — процесс, требующий знания соответствующих творческих приемов и технических навыков. Приемами технического монтажа можно в значительной степени изменить характер построения отдельных эпизодов и даже всего фильма в целом, придать ему большую динамику или, наоборот, затормозить ее. Техника монтажа в сочетании с авторско-творческими приемами позволяет вносить в заснятый материал ряд существенных изменений, изменять его композицию, трактовать его по-иному.

Технический монтаж фильма неразрывно связан с тем творческим монтажом, который осуществляется режиссером в процессе разработки режиссерско-монтажного сценария и при съемке. Технический монтаж никогда не будет совершенным, если материал для него был снят «немонтажно» и если он не был своевременно подготовлен надлежащей монтажной разработкой сценария.

Процесс монтажа

Процесс монтажа, если он не осуществляется параллельно со съемками, начинается с просмотра материалов на экране монитора. Материал просматривается на экране и разбирается: брак, дубли, варианты — все откидывается. Отобранный материал подбирается в соответствии со сценарием. После этого начинается так называемый черновой монтаж. Как уже говорилось ранее, все съемочные кадры, являющиеся «монтажными кусками», должны быть соединены друг с другом в определенном порядке. Во всех случаях, кроме заранее специально задуманных, монтаж должен быть плавным, незаметным. Это достигается рядом приемов, возможность которых закладывается в сценарии и обеспечивается в процессе съемки. Соединяемые в процессе монтажа кадры должны обладать единством композиционного построения и по направлению движения, и по тональности и свету, и по размерам планов и т. д. Правильно осуществленная съемка кадров «с захлестами» дает возможность плавного монтажа кусков на движении.

Подобранный по эпизодам материал, просмотренный и изученный в первоначальном, «черновом», монтаже подгоняется, постепенно объединяется по содержанию, по ритму и темпу, по движению. Важным правилом техники монтажа является постепенность подрезки материала, при которой лишние кадры срезаются осторожно, после внимательного, часто неоднократного просмотра на экране вчерне подмонтированных кусков. При недостаточном опыте или при отсутствии надлежащего внимания и выдержки у монтажера такие случаи далеко не редкость. Поэтому здесь нужна особенная осторожность, в соответствии с народной поговоркой «семь раз отмерь, один раз отрежь».

При монтаже кусков, кадров нужно следить за тем, чтобы предыдущий кадр точно совпадал с последующим в своем главном движении, в расположении важнейшего, главного объекта, в совпадении наиболее действенных деталей первого плана, если они есть. Съемка «взахлест» позволяет в таких случаях подобрать куски так, что зритель воспримет стык как прямое продолжение действий, не почувствует монтажного толчка. Настоящий монтаж хорош только тогда, когда зритель его не ощущает, когда он воспринимает его как непрерывное действие.