Фон в фильме

Если действие фильма должно разыгрываться в старом замке, то нужно знать, что такой замок есть и может быть получено разрешение на проведение в нем съемок. Так же как помещения, соответствующая натура должна подбираться пригодной без дополнительных декоративных работ. В фильме фон и обстановка места действия имеют первостепенное значение. Если в театре допустима условность, можно пользоваться фрагментами, символами фона, а в некоторых случаях ставить спектакль на фоне драпировок, то в кинематографе такое решение не годится. Фильм требует реалистического фона, который часто имеет не меньшее значение, чем играющий перед ним актер. Фон вводит в атмосферу действия, определяет его место, время, иногда даже эпоху. Выписав из сценария места действия фильма, следует приступить к их подысканию, если это не было сделано раньше и вы запоздали в связи с написанием сценария.

При выборе мест съемок операторы должны в первую очередь руководствоваться их доступностью и реальностью использования. Нельзя, например, рассчитывать на остановку уличного движения на время съемки нужной сцены или на кордон милиции для защиты от нашествия зевак, которых у нас хватает. Не всегда можно позволить себе далекий выезд с группой. Нельзя ориентироваться на доступное для съемок, но чересчур малое помещение, если в нем нет необходимой дистанции между кинокамерой и снимаемыми персонажами. Если съемочный кадр предусматривает загородный ландшафт, следует выбрать местность разнообразную по рельефу с обильной растительностью, что позволит соответственно заполнить фон.

Различные возвышенности, деревья, скалы помогают построить хорошую композицию изображения и, кроме того, в ряде случаев могут быть элементами действия (герой, опирающийся на дерево, присаживающийся на камень, перескакивающий ров). В городских сценах существенным будет выбор малолюдных улиц, переулков, дворов с разнообразной застройкой. Дома должны отличаться интересной фактурой стен, фасадами, соответствующими содержанию фильма (современные и новые или старинные и обветшалые, покрытые пятнами сырости и т. д.). Естественно, что фон не должен представлять ценности сам по себе и выдвигаться на первое место, кроме тех случаев, когда этого требует драматургия фильма. Фон не должен подавлять собой актера. С учетом этих предостережений следует подходить к выбору фона, принимая во внимание его особенности и фотографические свойства. А они должны быть разными для черно-белых и цветных фильмов.

При городской натуре с высокими постройками особое внимание нужно обратить на освещение места съемок солнечным светом в разное время дня, распределение светотени на стенах, мостовой, тротуарах. Часто нет возможности подсветить тени дуговыми прожекторами и может себе помочь только применением отражательных подсветок.

Выбирая помещения для съемок, нужно помнить, что для кинолюбителей лучшими будут помещения с хорошим естественным освещением, с большими окнами или верхним световым проемом. Во время предварительного осмотра можно для пробы «примериться» с камерой и проворить, как получаются с имеющимися объективами предусмотренные в сценарии планы. Если сцена должна представлять жилую комнату, ее можно устроить в конце какого-либо большого помещения (например, в школе ). Во многих случаях большим облегчением при съемках будет предварительная подготовка эскизов, определяющих положение камеры в будущих кадрах и направление движения участников действия. На основе таких эскизов можно даже сделать некоторые коррективы в сценарии и подогнать отдельные кадры к особенностям выбранного места съемки, если нет другого выхода.