Освещение при подводной съемке

Подводная съемка получает всевозрастающее развитие и находит многочисленных сторонников, что вызвано появлением нового все более совершенного водолазного и съемочного снаряжения. Съемка под водой представляет собой самостоятельный раздел специальных видов съемки и ввиду отличий физических свойств водной среды от среды воздушной имеет специфические особенности. Значительно сложнее оказывается влияние рассеяния света в водной среде на качество изображения. Следует сказать, что в этой области еще очень много неясных вопросов. На них то и следует обратить особое внимание, прежде чем приступить к проведению подводных съемок.

Практически в воде можно снимать на небольших расстояниях (не более 5 м), так как с увеличением расстояния видимость в воде резко падает. Поэтому лучше применять короткофокусные (широкоугольные) объективы с большой глубиной резкости. В этом случае установка на фокус при подводной киносъемке не составляет затруднений. Для того чтобы получить возможность сфокусировать изображение на аппарате, опущенном в воду, необходимо обязательное соблюдение следующего условия: между передней поверхностью первой линзы объектива и водной средой должен быть воздушный промежуток.

При подводной съемке на небольших глубинах (до 10—15 метров) обычно используется естественное солнечное освещение. Однако следует иметь в виду, что солнечные лучи идут в воде почти совершенно отвесно и создают контрастное освещение верхним светом. Одновременно эти лучи высвечивают пространство между объектом съемки и объективом, что сильно затрудняет видимость. Поэтому целесообразно затенять место съемки, например, тентом или плотом. В этом случае, хотя и уменьшается освещенность объекта, видимость предметов становится много лучше, что при правильно выбранной экспозиции обеспечит получение четких, хорошо проработанных кадров. Тот же принцип должен соблюдаться и при искусственном освещении. Источники света должны располагаться как можно ближе к объекту съемки и не высвечивать водную среду в пространстве между киноаппаратом и объектом съемки. В качестве источников искусственного освещения могут быть использованы лампы, питаемые от аккумуляторных батарей. Необходимо пользоваться при подводной киносъемке экспонометром, но при этом иметь в виду, что экспонометр может давать неверные показания вследствие необычного спектрального распределения энергии под водой, поэтому рекомендуется производить пробные съемки или же снимать каждый объект несколько раз с разными относительными отверстиями в ту и другую сторону от показания экспонометра.

Должно быть ясно, что съемка в водной среде является делом более сложным, чем съемка в привычных для нас условиях воздушной среды. Кроме того, пока что почти вся имеющаяся недорогая любительская и профессиональная киносъемочная аппаратура рассчитана на работу в воздушной среде. Работа ведется в направлении приспособления имеющейся аппаратуры для использования при подводной киносъемке. Разрабатываются различного рода дополнительные приспособления: водонепроницаемые боксы из различных материалов, системы управления камерами, насадки, фильтры и др.

Любители, занимающиеся подводной съемкой, должны сами дополнить или разработать методику съемки в условиях водной среды, предложить новые, обеспечивающие высокое качество получаемого материала конструктивные решения боксов и приспособлений. Только нужно помнить те основные особенности и проистекающие отсюда требования к съемкам в водной среде, которые должны всегда учитываться операторами, работающими над проблемой подводной съемки.

Все предметы в воде кажутся приближенными к нам примерно на 1/4 действительного расстояния. По этой же причине для фокусирования изображения при подводной киносъемке необходимо выдвигать объектив только на часть того расстояния, которое необходимо для съемки на воздухе. Съемочные объективы аппаратов снабжены шкалой расстояний. С этой таблицей становится проще установка деления шкалы расстояний объектива на резкость в зависимости от расстояния в воде.