Проблема условного и безусловного в искусстве

В кинематографе сразу встает едва ли не самая острая проблема современной эстетики — проблема условного и безусловного в искусстве, вокруг которой до сего времени идет немало споров. Как известно, понятие условности долгое время было запутано или даже затемнено, с одной стороны, отождествлением художественного образа с предметом отражения (то есть пониманием образа как простого повторении действительности), за которым неизбежно следовало прямое пли косвенное отрицание условности в искусстве, с другой сведением искусства к одной лишь условности, к отрыву и противопоставлению его объективной реальности, логике жизни.

Условность и абстракция не одно и то же, не синонимы, как это иногда представляется, хотя самому процессу абстрагирования в художественном творчестве принадлежит немаловажная роль. Условность в искусстве не однозначна и понятию условного искусства, как это, например, растолковывает «Толковый словарь русского языка». «Условный... основанный на отказе от реалистического восприятия действительности...».

Условность — не отказ от реализма и отнюдь не утверждение формализма. Вопрос о природе условности — это неотъемлемая часть основного вопроса эстетики — отношения «образа действительности» к самой действительности, отношение, которое предстает в своем истинном свете лишь с позиции ленинской теории отражения. Позиция эта является и основополагающей для определения роли и значения условности при конструировании художественного образа.

Неточным является и сведение условности лишь к элементу художественной формы и к тому или иному художественному приему. Раньше и прежде всего условность есть общая и важнейшая категория художественного познания, определяющая внутреннюю взаимосвязь между явлениями искусства и явлениями самой жизни. Уже само понятие художественной правды включает в себя понятие условности как средства и условия преобразования правды жизни в правду искусства. Формализм, например, извратил самое существо условности как формы творческой связи между художником и действительностью, превратив ее в самоцель, в форму отрыва от реальности. В нарочитом обнажении условности преуспевает сегодня модернистская эстетика, в частности эстетика кино, в ее борьбе с традициями реализма и поисками независимого «чистого» языка кино.

Условность вытекает из специфического способа художественного отражения действительности и неразрывно связана как с «техникой» отражения, так и с «техникой» самого художественного мышления, а, следовательно, с методом и способами выражения. Истоки ее лежат в самой структуре художественного образа. Функции условности различны в процессе творчества. Различие это обусловливается разными ступенями художественного познания, разными этапами творческого процесса. Условность в этом смысле «сопровождает» процесс воспроизведения и преобразования действительности от самых первичных форм отбора жизненных фактов до завершающих композицию произведения приемов художественного обобщения. Действие ее продолжается и в последующем процессе восприятия художественного произведения, когда творческое переживание художника продолжается в творческом переживании читателя, зрителя, слушателя.