Сценарий документального фильма

Странная это вещь - сценарий документального фильма

Когда нового автора приглашают на студию, ему долго толкуют, каким должно быть его первое кинематографическое произведение. Утомленный разговором, а порой и сбитый с толку литератор просит дать ему хороший сценарий, который послужил бы наглядным пособием. Ему не дают такового. А если и дают, то с тысячей оговорок, что мол, это далеко не эталон, а только нечто отдаленно напоминающее настоящий сценарий. Это удивительно, тем более — для нового человека. Но это несомненный, хоть и печальный факт. Есть общепризнанные фильмы, которые считаются хорошими и даже отличными. Но стоит только кому-нибудь назвать хорошим сценарий, как сразу же раздаются многочисленные возражения. И это понятно, один мастер как-то сказал: «Никто не знает, как надо писать документальный сценарий. А кто знает, тот ошибается...» Пожалуй, он прав, в том смысле, что для такого сценария не только нет общепризнанных образцов, но и каких-то более или менее застывших форм и установившихся критериев. Оставляя в стороне преждевременный вопрос о том, хорошо это или плохо для кинопроизводства, скажем только, что для сценариста это хорошо тем, что дает ему творческую свободу, и в то же время плохо, ибо ему не с чего брать пример, хотя бы для начала.

Документальные сценарии очень разнообразны

Как бы то ни было, но сейчас документальные сценарии очень разнообразны и порой совершенно не похожи один на другой, будучи даже близкими по замыслу и по материалу. Уж очень разные, порой просто противоположные требования предъявляются к сценариям на разных студиях, и даже на одной и той же студии разными редакторами, режиссерами и операторами. Да и сам различный характер тем и жанров документальных фильмов требует порой совершенно разных по форме и содержанию сценариев. Физикам очень трудно изучать последние, «тяжелые» элементы таблицы Менделеева, т. к. они быстро распадаются сами собой. Трудно и нам изучать документальный сценарий, который почти не имеет самостоятельного существования. Он живет только в фильме, и чаще всего как-то незаметно растворяется в нем или просто умирает на полпути к экрану. А бывает, что он вообще не существует как таковой, хоть фильм снимается по замыслу литератора, а порой и с его участием. Все это может показаться стремлением набросить мистические покровы на суть дела или блеснуть набором парадоксов. Но, как дальше увидит читатель, это лишь констатация действительных фактов. Конечно, теория могла бы помочь творческой практике разобраться в загадках сценария, но пока что она делает это очень робко...

Обучение написанию сценария документального фильма

Между тем каждый год на кино- и телестудиях снимается несколько сотен документальных фильмов. Необозримое количество фильмов снимается на разных ведомственных, а также любительских студиях. И почти каждому из этих фильмов, если он не хроникальный, не чисто событийный, предшествует сценарии. Значит целая армия литераторов (да и «нелитераторов», к сожалению) пишет для документального кино и телевидения! Не всегда эти авторы имеют необходимую подготовку для такой работы. Теоретической литературы про документальный сценарий очень мало. Сами сценарии печатаются еще реже. Восполнить в какой-то мере этот пробел и призвана, по замыслу автора, настоящая работа. Это отнюдь не учебник, ибо вряд ли возможен вообще учебник, или какое-то «руководство» для литератора, груд которого не ремесло, а творчество. Это как бы беседы преподавателя со студентом о тех вопросах мастерства сценариста, которые особенно трудны для начинающего. Это не учебник и в том смысле, что здесь читатель не найдет систематического изложения всех проблем «драматургии» документального фильма. Выбрано то, что автор считает — наиболее важным для сценарной практики и наименее известным начинающему. Поэтому порядок расположения и организации материала, может быть, носит несколько субъективный характер, но такая пристрастность оправдана заинтересованностью автора в решении поставленных проблем. По существу - почти не на что опереться. Нет книг о сценарии документального фильма, а в книгах о документальном кино пишут чаще всего только о фильмах, как бы забывая, что фильм начинается со сценария и основан на нем. О собственно сценарии почти не пишут даже в специальной кинематографической и телевизионной печати. В самой сценарной практике документалистов так мало узаконенного и общепринятого, и так много спорного и чисто субъективного, что естественно может возникнуть мысль о преждевременности каких-либо пособий. Чему учить, когда все еще находится в стадии становления? Однако учить надо. Сотни дебютантов, каждый год принимающихся за документальный сценарий. Речь идет не о каких-то основных правилах, которых действительно нет, или канонах, которых и не должно быть. Речь идет о том, чтобы помочь, предупреждая обычные ошибки, подсказывая творческие пути, уже найденные практикой и обусловленные спецификой образной публицистики.