Авторский замысел

Тема и материал

Трудно сказать, с чего начинается документальный сценарий: с темы, с идеи — главной мысли, или с интересных жизненных фактов, т. е. материала будущего фильма. Вообще говоря, каждое художественное произведение, как известно, возникает из жизни, и документальный фильм тоже рождается из жизненного материала, в широком смысле слова. Но конкретным, практическим поводом может служить и тема. В этом случае объекты съемки, материал фильма выбираются уже позднее, из всего огромного потока подходящих жизненных фактов. Началом может быть и идея фильма. Автор например, видит, что подростки по вечерам шатаются без цели по дворам и переулкам и с тоски начинают хулиганить и проч. «Надо обратить на это внимание общественности», — решает автор и садится за сценарий, в котором хочет доказать необходимость вплотную заняться досугом молодежи. Конкретным материалом сценария могут быть (и обычно в таких случаях бывают) совсем не те факты, что видел автор раньше, а другие, более «фотогеничные» и доказательные.

Итак, сценарные замыслы возникают по-разному. Но как определить, хорош ли данный замысел? Обычно оценка идеи будущего фильма ныне не вызывает затруднений ни в литературной, ни в кинематографической среде. Но определить изобразительные возможности ее воплощения порой бывает очень трудно. На первый взгляд, кажется, что так же просто как идея, должна определяться и тема, столь тесно связанная с главной мыслью, порой просто из нее вытекающая. Однако практика показывает, что для того, чтобы выбрать, уточнить и, как говорят, «повернуть» тему, надо иметь некоторые познания в документальном кино.

Темы в документальном кино

Конечно, если возникла тема об известном человеке, то здесь действительно мудрить нечего, будь то короткометражный очерк или большая картина. Вообще дело обстоит проще с темами очерков-портретов, историко-биографическими путевыми и т. п., в которых тема ограничивается и как бы уточняется самим объектом будущего фильма. Трудности в определении темы возникают обычно в тех многочисленных случаях, когда выбирается, а чаще задается большой, объемный материал, несоразмерный с объемом, метражом будущего фильма.

Когда хотят Белоруссию показать в двух частях, то автору сценария безумно трудно, если вообще возможно, сформировать какую-то свою авторскую тему при отражении этого материала. Здесь тоже тема как бы совпадает с объектом, во всяком случае, полностью им определяется, однако в ущерб делу, т. к. огромный материал, втиснутый в две части не может выглядеть на экране достаточно выразительно.

Именно таким путем создавались, да порой и создаются, пресловутые отчетные фильмы, похожие один на другой, лишенные необходимого авторского своеобразия. Предопределенная необходимость показать все или очень многое лишает автора возможности тематически ограничить, локализовать свою задачу в соответствии с метражными возможностями. Однако, к счастью, все-таки это относится более к прошлому, чем к настоящему. И мы повели об этом разговор только потому, что существуют еще пережитки этого прошлого. Они сохранились и в тематических планах студий и в сознании сценаристов.