Знание документального кино

Что такое «хорошо»

Обычно у начинающих авторов представление о том, что такое «хорошо», создается на основе средних или нижесредних по качеству фильмов, которых еще очень много на кино и телеэкране. Он и пишет по их образу и подобию. Использует приемы, которые чаще видел и поэтому лучше запомнил, и... несет в сценарий избитые шаблоны. Конечно, есть не только средние фильмы. Но их гораздо меньше, и хорошо знают их чаще всего профессионалы. Многое в документальных фильмах, которые смотрит начинающий сценарист, ему не нравится. Скажем, сообщается, что герой недавно был награжден высоким орденом. Однако не показано не только награждение, но хотя бы, например, первое появление награжденного в цехе или в кругу семьи. И нет на экране ни торжества, ни радости, а только сухая словесная информация. Или, например, выясняется, что герой хороший семьянин, но мы совсем не видим его дома. Почему не показать, как он возвращается с работы и разговаривает с женой о делах, или как воспитывает детей и т. д.? И новоявленный сценарист смело показывает подобные вещи, предлагая инсценировку.

Если известная ныне певица еще недавно была лаборанткой, то создается эпизод: «В лаборатории». Она вновь в белом халате, за микроскопом, беседует с товарищами по работе. А вот она и дома, чуть не плача от радости, рассказывает ближним, что ее приняли в местную филармонию. У нашего автора все получается. Он убил информационную иллюстративную скуку. У него в сценарий сама жизнь. Люди действуют, разговаривают...

Так создается постановочный псевдо-документальный сценарий

Так создается чисто постановочный, игровой или полуигровой, якобы документальный сценарий, с которым в наше время уже стыдно показываться на студии. Основные трудности встают перед автором из-за того, что он не понимает, или вернее, неправильно понимает свою задачу. Принимаясь за дело, он исходит из общепринятого положения: автор пишет сценарий — режиссер ставит его, почти как пьесу на сцене. Из литературы по кинодраматургии ему запомнилась крылатая фраза: сценарий — это фильм на бумаге.

И со всей тщательностью начинающего выписывает он эпизоды. В них и точки и способы съемки и мизансцены, монтажные переходы, и точный дикторский текст. Такое постановочное старание автора весьма похвально в любом другом роде или виде кинематографа, кроме документального. Здесь же оно обычно оказывается бесполезным. Известно, что документалист снимает не театрализованное изображение жизненных коллизий, а саму непрерывно меняющуюся действительность, которая часто ломает сценарные предназначения.

Но даже не в этом дело. Сценарист тратит массу сил и времени на то, чтобы указать, как надо снимать, как монтировать, как озвучивать. То есть учит тому, что он меньше всего знает. И в тумане этих регламентации теряется, уходит на второй план главное: мысль, идея автора, его интерпретация темы, его изображение жизненного материала, таким, каким он его видел, того самого материала, который он знает лучше всех. В подобном сухом, инструктивном сценарии не оказывается эмоционального заряда, настроения будущего фильма, образности, поэтичности... Сценарий теряет именно те качества, которые больше всего ценятся на производстве.