Литературный сценарий

Сценарий — основа фильма. Эта истина записана во всех книгах по кинодраматургии и считается бесспорной. Кинематография существует, как известно, на базе литературы, кинодраматургии. Стало быть, высокое качество картин определяется прежде всего наличием творчески полноценных сценариев. Это положение правильно для кинофильмов всех видов и жанров, в том числе и фильмов любительских. Чтобы создать хороший фильм, надо, прежде всего, подготовить его основу — сценарий. Процесс написания сценария на избранную автором тему, материал по которой внимательно изучен, практически ничем не отличается от написания любого литературного произведения. Складывающаяся в сознании автора сюжетная схема формируется в виде либретто, а затем превращается в литературный сценарий — подробное описание картин жизни, которые составят кинопроизведение.

Такая схема рождения сценария принципиально одинакова и для художественного полнометражного фильма и для событийной хроники с той, конечно, разницей, что процесс формирования сценарной основы фильма у хроникера происходит «скоростным» методом, иногда в процессе самой съемки, часто без предварительной записи на бумаге.

Таков же процесс подготовки сценария и для любого видового фильма или фильма-путешествия. Каждый видовой фильм — будь то путевой очерк, киноновелла или большой экспедиционный фильм — строится не как подбор случайных альбомных кадров, не в расчете на последующий технический монтаж, а на основе заранее продуманного и, как правило, написанного сценария. Правда, такой сценарий в силу особенностей жанра иногда принимает характер «гипотетического сценария», то есть сценария, в котором отдельные его элементы предположительны.

Отправляясь в любое путешествие, даже в далекие редко посещаемые страны, автор на основе тщательного изучения материалов, бесед со специалистами, изучением карт и иконографических материалов всегда имеет достаточно возможностей заранее наметить характер своего будущего фильма, разработать свой авторский сценарий. Учитывая неизбежное столкновение в путешествии с рядом новых фактов, неожиданно возникающих событий, появление нового, непредвиденного материала, автор может в ряде эпизодов сценария оставить своего рода «свободные» места для включения этого нового материала.

В практике съемки многих сложных экспедиционных фильмов такой метод разработки авторского сценария позволял авторам создавать целостные произведения, заранее знать, что, где и как надо снимать, используя при этом и неожиданно возникающие материалы, создавая из них новые эпизоды, органически входящие в заранее продуманную сюжетную линию.

По форме своей записи литературный сценарий заметно отличается от формы большинства общеизвестных литературных произведений. Если в последних мы почти всегда встречаем описание ощущений и чувств автора, его рассуждения и представления, мысли и ощущения действующих лиц, то в сценарии все это полностью отсутствует. Литературный киносценарий описывает только то, что зритель увидит на экране, что он может услышать. Если автору почему-либо необходимо передать мысли героя, то он превращает их в текст, слышимый с экрана, как голос самого героя или голос автора, рассказывающего о том, что думает герой. Когда необходимо передать мысли самого автора, то они передаются голосом диктора, скрытого «за экраном». Все то, что не видно и не слышно, в сценарий не записывается и может быть дано лишь отдельно, как авторские ремарки и комментарии.