Видовой фильм

Каждый вид кинопроизведения имеет свои, свойственные только ему особенности, задачи, приемы. Первая задача видового фильма— воспроизведение на экране образа того или иного определенною уголка мира, выявление его природных особенностей, показ жизни и деятельности людей, населяющих это место, преобразующих окружающую их природу и создающих экономические и культурные ценности. Видовой фильм может быть маршрутным — показывать всевозможные путешествия и экспедиции, может носить краеведческий уклон, этнографический, археологический, архитектурный и так далее.

Формы видового фильма многообразны. Тут возможен и очерк, и прием дневниковой записи, и, наконец, драматизированный кинорассказ о каком-либо конкретном путешествии, о приключениях и трудностях, о поисках и достижениях. Но во всех случаях основой видового фильма является рассказ о стране, о крае, о его географических природных особенностях. Отдельные события и судьбы действующих лиц, если они получают место в видовом фильме, приемлемы лишь постольку, поскольку они способствуют созданию образа края и не уводят зрителя от прямых задач познания природы страны, жизни и деятельности населяющих ее людей.

Видовой фильм давно уже сложился и оформился в особый вид киноискусства. Его история начинается на заре кинематографии, и первые видовые короткометражки появились еще в подвале «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже в 1895 году, когда братья Люмьер открыли там свой «синематограф». «Живые картины» сразу ставших всемирно известными изобретателей показывали изумленному зрителю живописные виды природы, ее удивительные явления и красоты, ранее никогда большинством зрителей не виданные. Отсюда возникло и ставшее вскоре широко популярным понятие «видовой фильм». Этот расширявший кругозор людей познавательный жанр, распахнувший перед ними широкое окно в окружающий многообразный и красочный мир, полюбился народу и нашел себе дорогу на экран в виде «приложения» к каждой выходящей в свет кинематографической программе.

В основном видовые фильмы были короткометражными. Впоследствии на экранах кинотеатров появились географические полнометражные фильмы, рассказывающие в сюжетной форме о путешествиях по различным далеким странам, о научных экспедициях и исследовательских походах. В дореволюционной России видовые короткометражки стали обязательными чуть ли не в каждом киносеансе. Выпуская в художественной кинематографии «золотую серию» игровых боевиков, деятели кино того периода одновременно создавали и серию видовых фильмов — «Живописные виды России».