Производство видовых фильмов

Широко развернувшееся производство видовых короткометражных фильмов за рубежом сделало известным Фиц-Патрика, организатора «Traveler News» — серии короткометражек «Новости путешествий». В Советском Союзе в послевоенные годы впервые в мире были заложены основы систематизированного киноатласа — серии короткометражных фильмов «Путешествия по СССР», основанной при содействии крупнейшего ученого и путешественника академика Д. И. Щербакова. Задачи этой серии, сформулированные и опубликованные еще в 1948 году, гласили: «Основной задачей серии «Путешествия по СССР» является создание видовых географических (краеведческих) фильмов, знакомящих широкие массы кинозрителей с географией, природными богатствами, красотами и достопримечательностями отдельных местностей и районов страны, их характерными экономическими и этнографическими особенностями, жизнью людей и преобразованием природы, осуществляемым советским человеком как в центральных, так и в окраинных районах СССР».

Для реализации этой грандиозной задачи было создано специализированное производственно-творческое объединение «Географический киноатлас». Но задачи его были шире, и кроме показа СССР предусматривали показ разных стран мира. «Географический киноатлас» начал выпуск первых фильмов киносборника путешествий и экспедиций «На суше и на море».

При разработке методики создания видовых фильмов было установлено, что понятие «видовой фильм» равнозначно понятию «географический» и что фильмы эти должны обладать тремя основными признаками: документальностью, познавательностью и художественностью. Правдиво отображая подлинный природный ландшафт, события и жизнь людей, видовой фильм исключает какой-либо домысел, искажающий действительность, фальсифицирующий естественные природные явления и имевшие место фактические события. Отвергая с одной стороны грубо натуралистический подход, видовой фильм отбрасывал и приукрашивание действительности лакировку, слащавую «красивость» — все то, что отводит от жизненной правды. Задачей художнику ставилось множество частных случаев отобрать наиболее важное, характерное, типическое, позволяющее отобразить образ края и действительную картину жизни населяющих его людей.

Правдивость, достоверность декларировалось как основа видового фильма, его первый, главный признак. Под «документальностью» в видовом фильме и поныне понимается осуществление съемок в подлинных, географически точных местах, участие живущих там людей, отсутствие элементов «игровизма» — инсценировки, всевозможной «костюмировки», переодевания и использования каких-либо искусственных декорационных сооружений.

Правдиво воспроизводя на экране «портрет местности», авторы видовых фильмов раскрывают термин «географический ландшафт» через показ сочетания природных факторов с организующей культурной деятельностью человека, преобразующего природу. Этим осуществляется вторая важная задача видового фильма — обогащение фильма познавательным материалом. Но насыщение фильма познавательным материалом ни в коем случае не должно сушить его, делать его «наукообразным», скучным и дидактичным.