Авторский замысел

В основе каждого фильма, профессионального или любительского, лежит определенный авторский замысел. Этот замысел в конечном счете воплощается в форме авторского литературного сценария. Сценарий не рождается неожиданно, вдруг, сам по себе. Потребность с помощью искусства кино передать свои мысли людям приводит, прежде всего, к созданию сценария. Его рождению предшествует возникновение в сознании автора той или иной определенной идеи, мысли. Но идеи, рождающие сценарий, не берутся с потолка, не высасываются из пальца. Нельзя, сев в кресло, заняться мучительным раздумьем — «что бы такое интересное снять», «о чем бы написать сценарий»? Так с некоторыми авторами, может быть, и бывает, но в результате такого подхода обычно появляется на свет холодный, ремесленный труд, ибо это потуга на творчество, а не подлинное творчество.

Настоящее искусство возникает лишь тогда, когда идея будущего произведения настойчиво сама дает о себе знать, когда она, возникнув в сознании автора, властно требует своего воплощения в фильме. Автору можно посоветовать браться за создание своего фильма только в том случае, если у него есть конкретная и ясная идея будущего фильма. Без настойчивого желания создать хороший фильм, без потребности с его помощью поделиться с людьми своими впечатлениями от путешествия нет смысла делать целостный фильм. «Для домашнего употребления» можно обойтись обычным «киноальбомом», отдельными, снятыми в пути кадрами. Но, решив создать фильм, надо подходить к нему с горячим сердцем, с настойчивым стремлением и готовностью по-настоящему потрудиться для этого.

Здесь важную роль играет близость, органичность темы для автора. Выбирая тему, автор должен ощущать, что она ему близка и понятна, что она волнует его, что с ней связаны его глубокие авторские интересы. Именно поэтому так хорошо удаются отдельные фильмы тем авторам, которые в основу их кладут свои интересы, связанные с запросами сравнительно широкого круга зрителей. Эти интересы так же часто связаны с общественной деятельностью автора. Замыкание в круг личных, мелких интересов, фиксация на пленку подробностей своей, частной жизни приводит подчас к созданию неинтересных «семейных альбомов».

Тематика любительского видового фильма порождается чаще всего одной из двух основных причин. Первая из них — это сам факт путешествия. Человек, владеющий техникой любительской съемки, отправляясь в туристский поход, в служебную командировку или заграничную поездку, готовясь к альпинистскому восхождению, обычно берет с собой и видеокамеру. У него возникает вполне законная идея — заснять при этом фильм о своем путешествии, показать места, где ему придется побывать, поделиться с друзьями путевыми впечатлениями, заснять все примечательное, что встретится на пути.

Так родились многие любительские видовые фильмы. Молодые архитекторы, муж и жена, поехали в туристскую поездку в Скандинавию и привезли с собой любопытный фильм об архитектуре новых городов Швеции и Норвегии. Мастер спорта проводил учебный зимний сбор альпинистов в горах Кавказа и вернулся с увлекательным цветным фильмом. Работник, несколько лет проживший в Индии, освоил там камеру и привез интересный видовой фильм, делающий честь его умению выбрать любопытные кадры, дающие яркое представление о природе страны и жизни людей. Актеры, путешествовавшие по разным странам, привезли свои фильмы-путешествия. Таких примеров немало. Всех этих любителей натолкнула на создание фильмов идея съемки своего путешествия, возможность зафиксировать на пленке и рассказать другим людям о всем увиденном. Тематика фильмов органически связана с интересами авторов.