Деление на планы

Общий план

Процесс раскадровки сопровождается делением этих монтажных кусков на планы. План — это размер изображения в кадре, возрастающий по мере приближения камеры к объекту съемки. Масштабом для определения этого размера принято считать фигуру стоящего человека. Если камера берет фигуру человека в рост (или мельче), то такой план считается общим. Все более мелкие планы также называются «общими». Если в кадре человека нет, но он по масштабу соответствует общему, его также называют «общим». При определении размеров плана исходят и из размера в кадре основного действующего объекта. Если основой кадра является ландшафт, но на первом плане имеется камень, дерево или даже часть фигуры человека, то такой кадр считается общим планом. Общий план ставит перед собой задачу — «введение в место действия», показ обстановки, наличие и расстановку действующих лиц и предметов. Действующие лица даются здесь в рост или мельче, со всем их окружением.

Средний план

Когда камера, приблизившись к объекту (или после смены оптики на «приближающую», более длиннофокусную), начинает резать фигуру человека, снимает его или группу людей по колена, по пояс и даже крупнее, то такой кадр считается средним. Средний план выделяет из общего ту его часть, на которой необходимо зафиксировать внимание зрителя и которую режиссер считает необходимым подчеркнуть. На общем плане зритель смотрит на то, что он хочет рассмотреть сам. Так, как ему это нравится. Он может фиксировать свое внимание на фоне, на людях, на деталях. Средний план показывает зрителю только то, что режиссер по своему замыслу считает наиболее важным, главным. В ряде случаев специальная оптика смягчает, «размывает» фон, и внимание зрителя по воле режиссера сосредоточивается только на главном объекте. Средний план как бы непосредственно сближает зрителя с действующими лицами и предметами, подводит их друг другу до непосредственного контакта. Развивая до предела процесс этого сближения, крупный план является сильнейшим выразительным средством режиссерского мастерства. Крупный план позволяет зрителю заметить, зафиксировать самые мельчайшие движения, мимики, поступков людей и явлений.

Крупный план

Когда камера настолько приблизится к человеку, что начнет показывать только его плечи и голову, средний план переходит в крупный. Масштаб «голова с плечами» и все, что крупнее этого масштаба, считается крупным планом. Часть фигуры человека (туловище, рука, ноги), отдельные детали обстановки и предметы — все, что соответствует этому масштабу, считается крупным планом. В некоторых случаях, когда необходимо произвести съемку мелких объектов и представить их в увеличенном виде (насекомые, цветки, зерна, мелкие детали предметов, очень крупно глаз, палец и т. п.), с помощью специальной оптики осуществляется макросъемка, дающая изображение, именуемое макропланом. Съемка невидимых глазом объектов через сильную оптику или микроскоп (инфузории, одноклеточные, водоросли, крупинки вещества, срезы и шлифы, микроорганизмы и пр.) дает микроплан.

Деление на планы в техническом смысле представляет собой как бы «вырезывание» из наиболее широкого общего плана отдельных его частей, деталей с увеличением их до всей площади кадра. Каждый из планов — общий, средний, крупный — имеет свое специальное назначение, весьма важное для его использования при раскадровке и монтаже фильма. Крупный план позволяет режиссеру доводить до зрителя тончайшие нюансы чувств и переживаний действующих лиц, сильнейшим образом воздействуя этим на его эмоции.

Точное определение размеров кадра, плана имеет решающее значение главным образом при условии статического положения камеры. Смена оптики, использование трансфокатора (объектива с переменным фокусным расстоянием, позволяющим во время съемки менять план от размеров общего до крупного и обратно), а также движение камеры или движение объекта в кадре (удаление, приближение) могут так воздействовать на кадр, что он будет видоизменяться в своих планах самыми разнообразными способами — от общего к среднему и крупному и наоборот.

Для техники разработки режиссерско-монтажного сценария разбивка на планы имеет большое практическое значение, давая возможность заранее представить себе размер кадра, обеспечить необходимые для его съемки условия. В творческом отношении деление на планы вооружает режиссера одним из наиболее выразительных средств его мастерства. С помощью кадров разного масштаба, варьируя их от широчайших ландшафтов до мельчайших деталей, используя их смену и сочетание в своем творческом монтаже, режиссер обеспечивает наибольшую выразительность фильма, достигает необходимого эмоционального воздействия на зрителя.