Раскадровка

Раскадровка, или деление литературного сценария на съемочные куски, является процессом не только техническим, но и глубоко творческим. В нем проявляется способность режиссера глубоко проанализировать свой будущий фильм, правильно и сознательно расставить акценты, выделить главное, построить изобразительное решение драматургического действия так, чтобы с наибольшей эффективностью донести до зрителя мысли и чувства, заложенные автором в литературном сценарии. В этом состоит главная задача режиссера, из этого он исходит, работая над своим режиссерско-монтажным сценарием.

Умение разобраться в материале фильма, композиционно четко построить цепь эпизодов и заострить драматургию каждого эпизода, по которым должно идти развитие действия на экране, приходит не сразу, но без этого невозможно создать подлинно художественное произведение. Без этого все благие намерения режиссера и автора утонут в композиционной неразберихе и будут непонятны зрителям.

Автор может сделать фильм лучше или хуже в зависимости от своих способностей. Однако грамотно сделать его он обязан при всех обстоятельствах, коль скоро он решает создать фильм для массового зрителя. И если искусством художника овладеть может далеко не каждый, то элементарной грамотой киноискусства даже любитель овладеть обязан. А грамота эта, заключающаяся в умении пользоваться всеми средствами режиссерского мастерства, начинается с композиционного овладения материалом, то есть, с умения определить в материале главное, а затем, исходя из авторского замысла и стиля, разделить этот материал на куски с тем, чтобы располагать и сопоставлять их между собой, добиваясь максимальной выразительности.

Для того чтобы правильно разделить на куски литературный сценарий, разбить его на отрезки, соответствующие отдельно и самостоятельно снимаемым съемочным кадрам, следует уяснить роль отдельных эпизодов в литературном сценарии, их значение для фильма в целом. Только исходя из важности каждого эпизода для всей картины, и определив их место в режиссерской композиции фильма, можно решить, как следует расставлять акценты, какими выразительными приемами и средствами (в том числе и технически-монтажными) надо пользоваться для успешного произведения этих кусков и всего авторского сценария в целом на экране.

В сюжете сценария важно определить основное, «ведущее» событие, а затем уточнить причинные события, определяющие его, и другие, возникающие как следствие и результате проявления главного. От правильного определения главного события, вокруг которого будет компоноваться весь событийный ряд, зависит успех воплощения всего сценария в целом. Правильное же определение главного события зависит, прежде всего, от точного уяснения темы, идеи произведения. Уточнив и найдя композицию всего произведения в целом, режиссер должен придать фильму ту эмоциональную форму, которая должна увлечь зрителя, захватить его воображение и чувства. Режиссер достигает этого приемами творческого монтажа — дроблением эпизодов на отдельные, взаимосвязанные его творческой фантазией и целеустремленной волей кадры.

Сопоставляя эти кадры между собой, располагая их по-своему, одновременно используя и другие средства кинематографической выразительности, режиссер ведет зрителя за собой. Он раскрывает для него мир образов авторского сценария своим, присущим ему, как самостоятельному художнику, индивидуальным способом, заставляя зрителя волноваться, переживать, сочувствовать тому, что происходит на экране, тому, о чем идет рассказ в фильме.