Местоположение действия фильма

Как путешественнику без карты трудно ориентироваться на местности, так без схематической карты трудно в видовом географическом фильме разъяснить зрителю, где он находится, как пролегал маршрут кинопутешествия.

Видовые фильмы обязаны четко показывать зрителю, где, в каком месте, в какой природной зоне, когда происходит действие; объяснять зачастую своеобразные и сложные природные явления, присущие этим местам. Без карты, а иногда и дополнительной специальной схемы это сделать невозможно. Ясно, что введение картографических и пояснительных графических материалов должно быть художественно оправдано и мотивировано. И эти материалы не должны быть чужеродными, вставными номерами. В фильм они должны включаться так, чтобы не нарушать его цельности, не сушить его и, расширяя его познавательность, не отражаться на его занимательности и художественности.

Географическая карта должна объяснить даже самому неподготовленному зрителю, где происходит действие. Карта, прежде всего, должна показать зрителю район, где происходили съемки, как этот район можно найти на карте, как он связан с широко известным центром. Один хороший видовой фильм называется «В Чарской долине» и рассказывает о живописном и богатом Чарском районе Северного Забайкалья. Но показ карты района ничего не дал бы зрителю, если бы он не был «привязан» к озеру Байкал и городу Чите, всем хорошо известным. Зритель с помощью карты должен уяснить, где находится то, что он видит на экране, по отношению к тому месту, где он живет. Это дается картой более общего масштаба, которая переходит в карту самого района съемки. Эта локальная карта должна быть очень простой, облегченной, даже схематичной. На ней должны быть указаны только самые основные ориентиры, о которых говорится в фильме и которые фигурируют на экране.

Карты общего плана могут быть типографскими. На них можно рисовать стрелки-указатели, подчеркивать названия, брать их в кружок, обозначать маршруты, обводить более четко линии границ и железных дорог. Локальные карты-схемы путешественник может готовить сам, конечно, делая это точно по научным источникам. Хорошо такую карту делать дающей проекцию как бы с птичьего полета и в перспективе. Появление стрелок, линий, маршрутов может быть осуществлено простым скачком, то есть перерывом съемки, нанесением значков и продолжением съемки. Для видового фильма обычно категорически противопоказано введение различных спецэффектов, анимации, но изображение трехмерной карты может облегчить ориентацию зрителя. Конечно, все это должно делаться аккуратно, а сама карта чаще всего должна быть совершенно неподвижна.