Основные ориентиры

Есть такие основные ориентиры, которые помогают зрителю разобраться в материале, сразу же «привязать» его к определенному району. Готовясь к съемке, путешественник должен заранее обнаружить и наметить эти основные ориентиры, используя литературные источники и иконографический материал, помощь местных краеведов и проводников, карты и т. п. Снимая видовой фильм, путешественник должен добиваться, чтобы зритель, познакомившись с данной местностью на экране, потом смог бы узнать ее, попав туда; чтобы местный зритель, знающий свой край, всегда смог бы распознать его на экране. Если этого нет — значит, фильм снят негеографично, не достигает своей цели.

В осуществлении всех этих задач прежде всего большую роль играет правильное и четкое определение темы и территориальное ограничение материала. Четкость темы дает возможность наиболее глубоко раскрыть ее в фильме, исчерпать все ее познавательные возможности. Территориальное ограничение материала, опираясь на единство района съемок, четко определяя физико-географические особенности района, обеспечивает целостность и единство показа на экране характерных природных явлений и факторов. В маршрутном фильме ограничение материала обеспечивается показом трассы конкретного экспедиционного, спортивного, туристского, транспортного маршрута с отказом от боковых путевых ответвлений и экскурсов.

Локализация материала позволяет выделить в фильме все наиболее характерное, избежав той «нивелировки» природного ландшафта, которая делает самые разнообразные места так похожими друг на друга, что их иногда просто невозможно различить. Так, например, в ряде наших «речных» видовых фильмов реки так похожи одна на другую, что различить их можно только по заглавным титрам.

То же самое бывает и не только с реками. Например, если бы в фильме «Наша Молдова» не были искусственно подчеркнуты национальные костюмы, совершенно спокойно можно было бы назвать этот фильм «Наша Буковина» или «Наша Одессщина». Леса, безусловно различные в районах, где развивается: действие фильмов «В Керженских лесах», «По Кировской области», «По Ильменю и Волхову», показаны настолько схожими друг с другом, что невольно возникает серьезное подозрение — а не засняты ли они одновременно для всех трех картин в одном месте? Так же нередко случается и с кадрами, отображающими сельское хозяйство. Можно безбоязненно перебрасывать действующие на полях комбайны из одной картины в другую, потому что они засняты так, что, кроме самого комбайна и поля, ничего в кадре нет. С типической природой данной местности они никак не связаны.

Большую ошибку совершили авторы при съемке фильма «Эльбрус». Ради оригинальности они избрали такой путь для восхождения на известную кавказскую вершину, которым никто не ходит. Они не объяснили зрителю, что идут своим, новым путем и ради ложно понятой увлекательности так напутали в монтаже, объединив по-своему в разных местах снятые кадры, не ориентировав зрителя на привычные объекты, что вместо района Эльбруса показали какую-то новую, неизвестную страну.

Основные ориентиры — типичные для данной местности предметы, характерные для нее детали ландшафта, позволяющие сразу же отличить этот ландшафт от всякого другого,— должны быть умело найдены и переданы в съемке. Если этого не будет сделано, географический фильм не достигнет своей цели.