Правила съемки панорамы

При движении, как правило, панорама не должна менять скорости, за исключением отдельных, специально задуманных случаев, рассчитанных на определенный эффект. Когда за одной панорамой встык идет вторая, необходимо обе снимать с одинаковой скоростью. Достигается это репетициями и подсчетом на секунды. Вообще лучше всего приучать себя к «типовой» скорости панорамы для пейзажных съемок: примерно 15 секунд движения камеры для панорамы, охватывающей сектор в 90 градусов.

Злоупотреблять панорамной съемкой не следует. В большой дозе она надоедает. Важный смысл панорама имеет тогда, когда она показывает объекты масштабные, не умещающиеся в кадре, требующие последовательного обзора или наблюдения за движением объекта. Ведя панораму, снимая с движения, нельзя движение, начатое в одну сторону, продолжать движением, снятым в другую сторону. Если такой прием необходим, то надо одно движение остановить и со статики повести обратно на том же или другом плане.

Снимая панораму, надо всегда ее начинать со статики (не менее 1 сек.) и заканчивать такой же статикой, если только она не «врезается» в движение, начатое в предыдущем кадре и не заканчивается движением в последующем. В том случае, когда панорама следует за неподвижным, статическим кадром, она сама должна начинаться со статики и далее, соединяясь со статическим кадром, должна заканчиваться статикой, монтирующейся со статикой последующего кадра.

Если же панорама как бы продолжает начатое в предыдущем кадре движение, то начинать ее со статики, конечно, не следует. Так, например, поворот головы героя как бы продолжается движением панорамы, показывающей зрителю то, что он видит. Конец движения панорамы переходит в движение головы героя. Такой случай исключает необходимость съемки статического начала и конца панорамы. Практически же целесообразнее всегда и все панорамы начинать со статики и кончать статикой. Такие куски смогут пригодиться в различных последующих монтажных комбинациях. Срезать же и отбросить эти короткие статические куски, если они окажутся ненужными, никогда не будет поздно.

Эффект «наезда» (укрупнения) и отъезда от объекта съемки достигается либо с помощью специального объектива с меняющимся фокусным расстоянием (трансфокатора), либо движением камеры вперед и назад от объекта с помощью тележки или крана. Оператор, снимая мобильной камерой, успешно может пользоваться для этого обычным велосипедом или автомобилем, закрепив на нем камеру. Камера плавно передвигается на колесиках или на тележке по ровному асфальту или по доске, положенной на землю. В том случае, если проезд должен быть длинным, доску соединяют с другой так, чтобы на стыке их не было толчка. Конечно, такие кадры, снимаемые с движения, необходимо тщательно репетировать.