Панорама

Когда объект не вмещается в рамки кадра, когда движение объекта на местности выводит его за рамки, охватываемые неподвижным, статическим кадром, применяется динамическая съемка. Это достигается либо перемещением поля зрения объектива камеры, стоящей на месте,— панорамированием, либо передвижением самой камеры, съемкой с движения, либо сочетанием движения камеры с перемещением поля зрения объектива.

Внутрикадровая динамика — движение объекта в рамках кадра — в случае движения камеры усиливается, создавая дополнительные зрительные эффекты. В известных случаях путем точного сочетания скорости движения объекта в кадре со скоростью ведения панорамы можно достичь такого эффекта, при котором движущийся объект окажется неподвижным в кадре по отношению к его рамкам — будет на одной оси с движущейся камерой. Такой прием, представляющий предмет в наиболее выгодном для детального рассмотрения виде, весьма выразителен. Мчащийся при этом позади предмета фон дает ощущение быстрого движения. Присутствие каких-либо деталей, связанных с фоном, в особенности расположенных между камерой и объектом съемки, значительно усиливает эффект быстрого движения. Выбор мест съемки и организация таких кадров требуют зачастую тщательной подготовки, а иногда и предварительной репетиционной работы.

Съемка даже самой простой, элементарной панорамы требует либо большого профессионального навыка, либо предварительной «прогонки» — репетиции,— при которой точно выверяются исходная и конечная точки движения панорамы и то, как вписываются в кадр объекты.

Особенно важна такая репетиция при съемках горных панорам, где крайне нежелательно срезание вершин при горизонтальной панораме. Чтобы этого не произошло, чтобы не возникла необходимость подправлять на ходу панораму, надо либо брать более отдаленную точку, либо менять оптику. Если это невозможно, то панораму надо строить так, чтобы она шла не по горизонту, а поднималась вместе с повышением горных склонов, плавно бы отрывалась от подошв гор, взбиралась бы к вершинам и потом снова снижалась к их основаниям.

Панорама не должна быть быстрой, иначе она будет «мазать». Наибольшая скорость поворота на 180 градусов — 30 секунд. Более быстрая панорама уже не сможет обеспечить четкий показ объекта (природного, архитектурного и других), а создаст эффект «переброски», «смазки». Панорама должна быть четкой и уверенной. Съемка панорамы требует опыта. При панорамировании лучше всего пользоваться штативом и плавно вести камеру, опираясь на его твердую основу, позволяющую зафиксировать нужное направление движения, скорость и т. д., выбранные на репетиции.

Панорамы, сделанные с рук, обычно «качают» кадр и неприятны для зрителя. При съемке ландшафта в видовом фильме пользование штативом при панорамировании можно считать почти что обязательным. При невозможности по каким-либо уважительным причинам съемки со штатива и необходимости снимать панораму с рук надо постараться найти для себя хорошую опору, устойчиво стать и после нескольких «прогонов»— репетиций,— набрав в легкие воздух, вести до конца панораму без выдоха, так как вдох и выдох незаметно для снимающего могут повлиять на ровность и плавность панорамы.

Панорама может вестись по-разному. Она может быть нормальной, замедленной и более быстрой. В тех случаях, когда задумано продолжение одной панорамы другой, следует менять масштаб кадра — брать более общий или более крупный план, иначе на стыке будет неприятный скачок. Продолжение панорамы надо снимать с «захлестом».