Что снимать

Что снимать? Вопрос, который часто задает себе человек, имеющий камеру. Почти каждый понимает, что выбор интересной темы в значительной мере определяет результат. Можно смело сказать, что хороший фильм — это в первую очередь интересный, хорошо разработанный сценарий, это удачно выбранная тема. В профессиональном кинематографе тема будущего фильма обычно связана с его назначением и определяется соображениями программного характера и необходимостью окупить затраты. Последнее обстоятельство решающее, а его выполнение зависит от выбора темы, способа ее разработки, талантливости и профессиональной квалификации постановщиков и актеров, а также технического качества фильма. Для кинолюбителя основным являются возможности, которыми он располагает для осуществления своих кинематографических замыслов. Это — наличие нужной аппаратуры, помощников и товарищей, на которых можно опереться при работе над фильмом, средства для покрытия расходов, связанных с постановкой, и, безусловно, умение, необходимое для реализации задуманной темы. Круг тем для любительских фильмов очень широк. Однако человек с камерой должен всегда помнить, что решающим в выборе темы является возможность ее успешного изобразительного решения средствами кино. Тема, требующая большого сопроводительного текста или сложного диалога, невыгодна для фильма, и от нее лучше отказаться. Наоборот, положительным отличием темы будет динамичность. Статика противопоказана кинематографу, так как он является «царством движения». Учтя все сказанное, можно выбирать тему для фильма.

Традиционная область интересов любителя — семейный фильм — находится у самых истоков любительского кинематографа, вытекает из желания запечатлеть в движении людей и события, непосредственно связанные владельцем камеры. К сожалению, такой фильм из-за отсутствия необходимой кинематографической квалификации и некритического подхода автора в большинстве случаев хорошо воспринимается только близкими родственниками и кажется «кошмаром» для всех посторонних. В то же время семейный фильм таит в себе такие потенциальные возможности, которые при правильном использовании могут способствовать созданию картины, не только удовлетворяющей автора, но и безусловно интересной для широкого круга зрителей. Вопреки мнению скептиков, этот вид фильмов, неизвестный в профессиональном кинематографе, имеет все данные, чтобы стать равноправным среди других жанров любительских кинокартин.

Вот несколько примеров использования семейной среды для съемки интересного и полезного фильма. Раньше всего это круг вопросов, связанных с психологией ребенка, с его умственным развитием и реакцией на различные явления окружающего мира. Имея постоянный контакт с ребенком и удачно используя свои наблюдения, можно сделать фильм интересный и для других родителей и воспитателей. Для реализации такой темы нужна некоторая общая подготовка в области психологии, но она полезна вообще каждому воспитывающему ребенка. Дальше идет педагогический фильм, фиксирующий методы воспитания. Многие семьи имеют в этой области кое-какие собственные достижения. Неисчерпаемым источником тем этого плана является домашняя работа женщин или детские игры, снятые незаметно скрытой камерой. Особенно это относится к маленьким детям, умеющим создавать около себя воображаемый, фантастический мир, когда кусок палки становится грозным мечом или ружьем, а деревянный обрубок — автомобилем. Возможностей тут много, и результаты могут быть сенсационные.