Локальная тема для документального кино

Для нового, современного киноочерка как раз характерна частная, локальная авторская тема. Возьмем для примера популярный фильм И. Гутмана «Перед началом спектакля». Ведь, казалось бы тема «Большой театр» достаточно локальная и ясная. Но это только на первый взгляд. Богатейшая история и не менее богатая современность с десятками спектаклей, солистов и т. д. — все это не покажешь и в полнометражной картине. У Гутмана в картине нет ни истории, ни репетиций, ни самих спектаклей. Он решил рассказать о приготовлениях к двум очередным представлениям: оперному и балетному. Вроде бы мелочи с точки, зрения былых документальных масштабов. Но получилось не только интересно, но и общественно значимо. Получился фильм не только о Большом театре, но и о сценическом творчестве вообще. Эта способность, задавшись малым, рассказать о многом — и есть признак мастерства документалиста, которое требует, в первую очередь, умения четко определить замысел фильма.

Значение замысла

Сколько мы читаем сценариев, где авторская мысль спокойно следует за материалом, который комментируется в обычном официальном стиле диктором. Зрители снятого по такому сценарию фильма обречены на скуку. Все та же заплесневелая обзорность, пересказ содержания, надоевшая архаика казенных дидактических лент. Вот как строится, например фильм Саратовской студии «Чайки в степи» (в одной части).

...Раньше здесь рос ковыль, да горькая полынь. Пришла могучая техника в Сарпинские степи. Труженики провели каналы. Пришла и вода, а с нею — жизнь. Рис дает столько-то пудовые урожаи. И овцы пьют воду. А у молодого чабана транзисторный приемник. Он ловит джаз. Крупно слушающий баран. Крупно курносое веснушчатое лицо чабана. Степь покорилась. Здесь уже и рыбная ловля, и охота на уток. В конце чайки, чайки...

Все в общем правильно. Даже очень. Протокол о состоянии орошения Сарпинской степи на сегодняшний день. Тема — это орошение. И орошение же — материал, содержание, фабула. Ничего оригинального авторского, ни в отборе материала (кроме транзистора с бараном), ни в расположении его, ни в осмыслении нет. И сколько таких «чаек», таких серых «птичек» тематического плана еще демонстрируется на экране, особенно на телевизионном?

Живые люди на документальном экране

А вот другой фильм: «ПСП», т. е. «Поисковая съемочная партия» — геологи в горах Киргизии. Маленькая лента смотрится с неослабевающим интересом. В ней не показываются трудности и лишения на этом пути. Нет как будто и романтики подвига и констатации достижений геологов. «ПСП» это почти непрерывная цепь интервью с поисковиками, которые говорят с экрана смело, интересно и правду. Оказывается, партия закончила работу и ничего не нашла, — геологические будни. Да и романтики то, говорят ребята, нет в их деле...

Но есть на экране замечательные люди. Не выдуманные. Наши, благородные, трудолюбивые, толковые, симпатичные, интеллигентные. Они появились потому, что авторы картины отказались от трафаретного пересказа материала и по-новому трактовали традиционную «геологическую» тему. Получился не просто показ жизни, а художественное исследование ее. Не удивительно, что ныне на производстве так высоко ценится оригинальность авторского замысла. Скрытые противники литературного «проникновения» на студии и даже открытые враги сценария — и те приветствуют свежий замысел, или, как они говорят, интересную концепцию сценария. Оно и понятно. Именно свежий ветер, может быть, даже творческий сквозняк нужен сейчас на студиях документальных фильмов и на телевизионном кинопроизводстве.