Выбор соответствующего плана

Выбор соответствующего плана определяется функцией кадра, задуманным его психологическим воздействием. Нецелесообразно было бы, например, показать двух спокойно разговаривающих между собой мужчин на общем плане. В этом случае напрашивается применение одного из более крупных планов: крупного, укрупненного или среднего. В приведенной ситуации каждый наблюдатель, заинтересовавшийся подобным разговором между знакомыми или незнакомыми людьми, старается находиться к ним возможно ближе. И задача кинооператора сводится к получению такого изображения, каким его хотел бы видеть своими глазами зритель. А кем же является зритель в кинотеатре, как не наблюдателем того, что происходит на экране. Эпизоды с динамическим действием полным движения требуют большого пространства, т. е. общего или полусреднего плана. Укрупнения в таких эпизодах могут быть перебивкой, делающей лучше видимыми переживания участников событий.

В то же время кадры, показывающие задумавшегося человека, требуют крупного или укрупненного плана. По мере приближения к кульминационному моменту действия такие планы применяются все чаще. Обычно при переходе от кадра к кадру постепенно увеличивают или уменьшают масштаб изображения соответственно последовательности съемочных планов. При мгновенных резких изменениях масштаба у зрителя создается впечатление удара, и этот прием может применяться только как намеренный драматургический эффект. Нормально принятым переходом от кадра к кадру является применение смежных между собой по масштабу планов. Иногда развитие действия и его естественная логичность оправдывают соединение даже общего плана с крупным, так что это не нарушает спокойного хода действия в целом.

Полная плавность, маскирующая смену планов, получается в результате внутрикадрового движения, когда актеры, участвующие в действии, приближаются к камере или удаляются от нее, естественно изменяя характер плана. В этом случае за исходный принимается план, в котором начинает действие главный герой данной сцены, сосредоточивающий на себе внимание. В соответствии с его положением относительно кинокамеры определяют очередные планы до конца кадра. Также и наезд, выполняемый при помощи тележки или трансфокатора, дает постепенную смену планов в их последовательной градации. Возможности подвижной композиции привели к тому, что современные постановщики фильмов применяют во многих случаях вместо резаного монтажа внутренний, главным образом при помощи соответствующего движения камеры.