Параллельный и ассоциативный монтаж

В тех досадных случаях, когда кадры не монтируются, иногда приходится вставлять монтажные перебивки, позволяющие соединить куски, снятые немонтажно. Особенно часто такая необходимость возникает при съемке событийных сюжетов, когда восстановить пропущенное невозможно, когда однажды совершившееся событие повторить нельзя. Например, снимая спуск горнолыжников по крутому склону, оператор заснял падение спортсменки, повредившей при этом падении ногу. Но деталей этого падения он снять не смог, не успел. Снял он только один общий план. На следующем кадре, который он мог снять, была показана пострадавшая, уже уложенная на самодельные санки. Смонтировать заснятые куски непосредственно было невозможно. Нужна была перебивка, включающая в повествование временной перерыв. Для этого можно было показать лицо человека, видящего катастрофу и соответственно реагирующего (расширил глаза, повернулся, вздрогнул и т. д.); показать часть ландшафта, какую-либо природную деталь или какой-либо предмет, имеющий отношение к событию (отброшенная в сторону лыжная палка, следы лыж на снегу, варежка, соскочившая с руки, и пр.). Можно было найти и другие перебивки, ввести, наконец, прием шторки или затемнения, которые также условно показывают, что какое-то действие кончилось, прошло время, а затем началось новое действие.

Перебивки

Выбирая перебивку, следует учитывать ее длительность, часто так же условную, как длительность затемнения или шторки, но все же имеющую то или иное конкретное значение. Так, например, перебивка взглядом или поворотом головы наблюдателя дает возможность соединить «немонтирующиеся» куски, но она дает очень короткий временный разрыв. Перебивка же кадром, показывающим ландшафт, позволяет предположить больший временный перерыв. В случае с падением спортсменки был использован отдельно снятый кадр передачи по радио сообщения о несчастном случае. Монтажная фраза построилась хорошо.

Распространенными приемами монтажа являются так называемые параллельный и ассоциативный монтаж.

Смысл параллельного монтажа заключается в том, чтобы показать два события, происходящие одновременно в разных местах, но взаимно связанные. При этом монтажные перебивки позволяют как бы делать скачки во времени, пропускать отдельные его отрезки.

Ассоциативный монтаж используется для достижения определенного психологического эффекта. Он основан на том, что в фильм включаются кадры, вызывающие у зрителя необходимые ассоциации. Иногда для этой цели берутся явления или предметы, сами по себе не вызывающие никаких ассоциаций, но безотказно возбуждающие их в сочетании с событиями, демонстрируемыми на экране. Достаточно вспомнить здесь знаменитых эйзенштейновских каменных львов из «Броненосца «Потемкин». Фигуры каменных львов — спящего, проснувшегося и поднявшегося на дыбы — сами по себе никаких ассоциаций не вызывают. Однако в сочетании с действиями матросов «Потемкина» и с выстрелами по городу последовательный показ нескольких статических кадров каменных фигур воспринимается как оживление каменного льва. Это оживление воспринимается зрителем не как чудо, не как движение камня, а как символ пробуждения.

Бесстрастное лицо неумолимого ростовщика и рядом строгий лик иконы; слезы из глаз плаксивой женщины и бегущие по земле ручьи; человек, схватившийся рукой за сердце, и взрыв — все это сочетание кадров «ассоциативного монтажа». Они, конечно, уместны лишь тогда, когда заранее задуманы, соответствуют стилю произведения, соответственно мотивированы и органичны для данного фильма. Введенные в отдельных частных случаях, не подготовленные, случайные, они будут непонятны, чужеродны и даже нелепы.

Приемы технического монтажа, могут помочь смонтировать фильм лучше, плавнее, чище. Они иногда дают возможность найти пути соединения кусков, снятых немонтажно, заменить бракованные или просто недостающие куски. Однако настоящий монтаж возможен только тогда, когда режиссерско-монтажный сценарий написан с предварительным учетом монтажных приемов и переходов, когда съемка кадров, записанных в этом сценарии, осуществлена с соблюдением всех требований технического монтажа.