Наплывы

Плановым соединением кадров достигается непрерывное и последовательное восприятие развития действия, соответствующее развитию событий в одно время и в одном месте. Современный кинематограф, используя разработанный ранее изобразительный язык кино, делает попытки изменения времени действия применением резаного монтажа. Однако этот прием может быть использован только в отдельных случаях. Часто способом акцентирования изменения времени действия является соединение кадров наплывами. Такое наложение изображений создает впечатление прохождения некоторого отрезка времени. Кадры, предназначенные для наплывов, должны быть, как правило, скомпонованы из одинаковых по масштабу планов.

Наплыв может осуществляться на протяжении от 16 до 48 кадров, т. е. в течение одной-трёх секунд. Обычно в традиционной кинематографии эффект наплыва выполнялся лабораторным способом при печати фильмокопии путем наложения конца одного плана на начало последующего при предварительном соответствующем ослаблении совмещаемых концов. В других условиях этот эффект можно получить, выполняя с двойной экспозицией съемки частей изображения, накладываемых друг на друга. В конце плана, подлежащего соединению, с последующим планом при помощи наплыва, нужно во время съемки выполнить «затемнение», а после обратной перемотки начать съемку следующего плана, накладываемого на предыдущий, «из затемнения».

Деление на планы. Другие способы перехода между смежными кадрами и эпизодами.