Организация работы на съемочной площадке

Режиссеров-любителей можно разделить на две группы: одиноких индивидуалистов и поклонников коллективной работы. Надо признать, что последние обычно достигают лучших художественных результатов. Искусство кинематографа благодаря его специфике и сложности процесса постановки требует совместной работы многих людей различных специальностей. Естественно, что только подбор этих людей по таланту, квалификации и их дружная совместная работа могут обеспечить положительные результаты творческой деятельности. Постановка игрового фильма, являясь миниатюрной копией гигантской машины, называемой кинематографией, не всегда может обойтись без совместной работы минимум двух человек. Только в некоторых случаях и при отдельных темах фильм может явиться результатом работы одного человека, который его сам придумает, снимет, проявит, смонтирует, озвучит и покажет другим.

Большей частью фильм делают два, три или даже большее количество людей. Особенно строго это правило действует при постановке какой-нибудь игровой темы, поскольку организация работы на съемочной площадке сложна и последующие этапы работы над фильмом также часто требуют выполнения многих сложных и разнообразных функций. В таком случае обязанности должны быть четко распределены между участниками и тщательно ими выполняться. Притом одни обязанности более интересны и важны, другие — менее привлекательны. Однако творчество имеет ту особенность, что в нем может осуществляться взаимный обмен услугами и замена обязанностей.

Проводя аналогию с профессиональным кинематографом, можно определить состав и обязанности основных работников на съемочной площадке: режиссер, художественный руководитель-постановщик фильма, тот кто должен превратить сценарий в кинематографическое произведение, работает с актерами, диктует установку камеры, композицию изображения, работает над монтажом и озвучением фильма; оператор — человек, отвечающий за съемку, ее техническую правильность, которая заключается в основном в правильной экспозиции и резкости изображения, красивой композиции кадра, правильности движения камеры, согласованности кадров между собой; руководитель производства — организатор, который заботится о том, чтобы все и все были всегда на нужном месте. Следит за всем, что нужно, и этим обеспечивает спокойную работу режиссеру и оператору в период подготовки и постановки фильма. Остальные работники должны выполнять вспомогательные обязанности, связанные с переноской, установкой, подготовкой, подключением, выключением различной аппаратуры и реквизита. Один занимается установкой осветительных приборов по указанию оператора, второй руководит реквизитом, третий отгоняет зевак.

После укомплектования съемочной группы и распределения обязанностей, но еще до начала съемок, этого наиболее важного этапа постановки фильма, нужно установить сроки и очередность проведения съемок отдельных объектов. Фильм редко снимается с соблюдением последовательности кадров, предусмотренной сценарием, так как гораздо практичнее и экономичнее проводить съемки, группируя их по съемочным объектам. С этой целью из режиссерского сценария выбирают кадры, разыгрывающиеся в одном месте, записывают исполнителей и подбирают реквизит, необходимый для этих кадров, и в соответствии с определенной таким образом очередностью планируют съемки очередных объектов. Если съемки должны проводиться в помещениях или на закрытых территориях, принадлежащих каким-либо организациям, то необходимо предварительно получить согласие соответствующих руководителей этих организаций.