Освещение при съемке

Иногда освещение выполняет драматургические задачи. Так концентрированный пучок света, выхватывая из темноты лицо или силуэт человека, создает этим необходимый эмоциональный эффект, а соответствующее освещение лица усиливает мимику. Чтобы исключить ненужные тени и подчеркнуть естественность освещения, снимаемые помещения должны освещаться со многих направлений. Плохое освещение декорации сводит на нет ее достоинства. Видимое зрителем направление падения света должно соответствовать ситуации. Если герой читает книгу при настольной лампе, он должен быть освещен с той стороны, с которой находится лампа. Когда, входя в помещение, зажигают люстру, сверху должно вспыхнуть достаточное количество света и хорошо осветить помещение. Иногда применяемые фотолампы дают рассеянный свет, непригодный для моделирующего освещения. С целью получения эффекта направленного света лампы следует поместить в металлические отражатели или использовать зеркальные лампы, имеющие встроенный внутрь баллона рефлектор.

Для направленного освещения незаменимы прожекторы с линзами Френели. Если нужно несколько смягчить свет прожектора, то перед линзой устанавливают в специальные пазы одну или несколько натянутых на рамки сеток. Получить большие световые пятна можно, надев па прожекторы так называемые тубусы, или жестяные трубы в форме усеченного конуса. Из-за большого веса прожекторов их устанавливают на специальных штативах с подъемным устройством, позволяющим изменять высоту поворотом ручки.

Снимая в помещениях, нужно помнить об электрических предохранителях, так как включение осветительных приборов большой мощности приведет к их перегоранию. Приступая к съемке, следует поинтересоваться, на какую силу тока поставлены предохранители и не чинились ли они кустарно. Хорошо при этом иметь запасные предохранители для замены.

Наибольшей операторской проблемой при съемках внутри помещений является освещение лица актера. Как много зависит от освещения, легко убедиться, рассматривая фотографии, сделанные двумя разными фотографами. На каждой из них портрет одного и того же человека будет разным. Известна старая теория фотогеничности одних людей и нефотогеничности других. Вместе с тем дело сводится к тому, что одни черты лица легче выявить светом, так чтобы обеспечить сходство фотографии с оригиналом, а другие требуют нахождения своего особого ключа, по которому должен быть поставлен свет. Плохое освещение из-за неудачного распределения теней может изуродовать самое красивое лицо. Пока не приобретается необходимый опыт и знания в этой области, нужно в отдельных случаях делать пробы, ставя осветительные приборы под различными углами, смягчая освещение и избегая глубоких теней на лице.

Выполняя съемки движущейся камерой, целесообразно применить сопровождающее освещение лампами, помещенными около аппарата и перемещающимися вместе с ним. Благодаря этому снимаемый объект во время движения камеры всегда освещен одинаково. Размещая в различных точках съемочной площадки источники света, нужно следить, чтобы лучи света не попадали в объектив и не отражались в окнах, зеркалах и других отражающих поверхностях, находящихся в поле зрения камеры. Такие неустраненные отражения будут зафиксированы при съемке и могут испортить кадр, выявив примененный прием освещения. Предохранением от этого является установка на камере компендиума. Перед съемкой всегда нужно проверять, не видны ли отражения осветительных ламп.