Основные источники освещения для макросъемки.

В качестве источников искусственного освещения применяются главным образом лампы накаливания. В практике кино могут быть использованы обычные бытовые лампы накаливания, кинопрожекторные лампы накаливания с большей светоотдачей, специальные перекальные фотолампы с матированной колбой, а также низковольтные лампы типа автомобильных ламп. Все перечисленные лампы выпускаются различных мощностей, вследствие чего выбор их производится в зависимости от конкретной задачи. Использование низковольтных ламп имеет ряд удобств благодаря их малым габаритам, а также возможности питания их от аккумуляторов, что особенно удобно в экспедиционных условиях.

Для удлинения срока службы используемых ламп накаливания можно рекомендовать включение их через реостаты или автотрансформаторы на пониженное напряжение на период установки света и подготовки к съемке. В качестве источников освещения при макрокиносъемке могут быть использованы ртутные лампы, а также импульсные источники неоднократного действия.

Осветительная аппаратура для макросъемки

Все применяемые при макрокиносъемке источники искусственного освещения должны быть помещены в осветительные приборы, задача которых — обеспечить возможно большее использование светового потока источника света. Мастер должен уделить большое внимание настройке осветительной аппаратуры. Создать приемлемое освещение объекта макросъемки можно любыми подручными источниками освещения, включая настольные лампы, лампы-переноски и т. д. Но наиболее полноценное освещение достигается при помощи специальных осветительных приборов.

Можно рекомендовать осветительные приборы для макросъемки четырех типов: 1) осветители направленного света, 2) осветители рассеянного света (соффиты, дающие бестеневое освещение), 3) кольцевые осветители и 4) просветные осветители.

При съемке полупрозрачных объектов используются осветительные приборы, создающие равномерно освещенную поверхность, заполняющую все поле зрения объектива. К таким приборам относятся копировальные станки для контактной печати или специально изготовленные световые столы. Световые столы представляют собой весьма простой ящик с вентиляционными отверстиями, выкрашенный внутри белой матовой краской, и с помещенными в него несколькими матовыми лампами. Над лампами устанавливается одно или два матовых стекла, а в случае необходимости — светофильтры. В верхней части ящика устанавливается ровное стекло без царапин, пузырьков и свилей, на которое укладывается снимаемый объект. Лампы в столе должны быть так установлены, чтобы их световые потоки равномерно распределялись по всей плоскости предметного стекла, создавая одинаковую освещенность всего поля. При съемке мелких объектов может быть изготовлен небольшой стол подобной конструкции, но для получения большей равномерности освещенности поля и, главное, получения высокого уровня освещенности в верхней части вместо предметного стекла устанавливается плосковыпуклая конденсорная линза большого диаметра.