Путевой репортаж

Большую часть своих съемок режиссер-путешественник осуществляет на натуре под открытым небом и при естественном солнечном освещении. Съемки внутри помещений при искусственном свете обычно являются исключением из общего правила, так как оператор не всегда имеет при себе осветительную аппаратуру или может пользоваться местными источниками света.

Нередко путешественник вынужден двигаться по определенному маршруту и подчиняться заранее намеченному регламенту, снимая «сходу» только то, что может. Такая съемка, естественно, является своего рода «путевым репортажем», и успешность ее прежде всего зависит от оперативности оператора, от умения быстро ориентироваться и «схватить» главное.

В такой репортажной маршрутной съемке, когда нет возможности задерживаться на отдельных объектах, особенно важно снайперски метко «схватить» самое главное, самое характерное и выразительное в природном ландшафте или городском виде, акцентировать детали, дающие в сочетании с общим видом яркие представления об особенностях данного места, зафиксировать в жанровых эпизодах типические черты и картины жизни людей, живущих там, куда попал путешественник со своей камерой и о чем он хотел бы рассказать зрителю.

Но это не такая-то простая задача. Репортажная съемка требует не только предварительной подготовки, опыта и навыков кинематографиста, но и журналистской оперативности и смелости. Каждая секунда должна быть на учете, и каждый кадр должен быть четко нацелен. Прежде всего, даже путевой репортаж, где все зависит часто от случая, от удачи, от разных неожиданных обстоятельств, не может быть успешным без предварительной подготовки, без плана съемки, без учета последовательности монтажного сочетания кадров.

Изучение маршрута и путеводителей может сильно облегчить работу и дать возможность наметить съемочный план. Беседы с гидами и экскурсоводами, просмотр комплектов фотографий, которые продаются во всех газетных киосках и часто довольно удачно указывают на местные достопримечательности,— все это обязательно перед началом съемки. Это позволяет наметить «главные объекты», их взаиморасположение и наиболее важные детали, которые надо будет подчеркнуть съемочными кадрами.

Даже в заграничной туристской поездке обязательно знакомство с географической литературой, с картами и схемами маршрутов. Попав на место, путешественник должен быстро разобраться в обстановке, сориентироваться, скорректировать свой предварительный план с действительностью и снимать так, чтобы в первую очередь зафиксировать на пленку генеральный общий план, а потом уже доснимать к нему детали. Никогда съемку таких главных общих планов не следует оставлять на конец работы, даже в расчете на лучшее освещение. Лучше потом повторить съемку, сдублировать уже снятое, чем упустить его вовсе, отложив на конец работы, когда может произойти изменение маршрутов, ухудшение погоды и прочее. Но путевой репортаж далеко не всегда обязателен для путешественника, и его вовсе не следует считать обязательным при создании видового фильма.