Условность поэтического обобщения

Условность словесно-поэтического обобщения позволили, например, Маяковскому непосредственно разговаривать с солнцем, не нарушая логики художественной правды лирического стихотворения, но очевидно также, что специфика этой условности (за некоторыми жанровыми исключениями) не применима непосредственно к возможностям кинематографа.

Когда Маяковский обращается к кинематографу, скажем, к сатирическому сценарию «Как поживаете?», мы сразу оказываемся в качественно-новой и не менее условной плоскости изобразительного видения, рассчитанного уже на экранное выражение.

«... Маяковский входит в редакторский кабинет. Входя, растет в дверях и занимает собою всю раму двери. Редактор и человек жмут друг другу руки. Человек уменьшился до редакторского роста. Редактор — газетный бюрократ. Предлагает читать. Бывший одного роста, редактор уменьшается и уменьшается, становится совсем маленьким. Маяковский наступает на него с рукописью, вырастает до огромных размеров, четырежды превосходя редактора. На редакторском стуле уже сидит крохотная шахматная пешка. Поэт читает на фоне аудитории. Редактор, прослушав, выравнивается, проглядывает рукопись, делает сердитое лицо и наступает на поэта. Маяковский становится маленьким. Редактор становится громадным, в четверной рост поэта. Поэт стоит на стульчике крохотной пешкой».

В специальной статье «Караул!» по поводу сценария Маяковский подчеркивал, что сценарий этот был для него сознательной и принципиальной попыткой применить «специальные, из самого киноискусства вытекающие, не заменимые ничем средства выразительности». В качестве примера ничем не заменимых средств экранной выразительности он ссылается на следующие эпизоды из фильмов: превращение Чаплина в курицу в «Золотой лихорадке», тень приходящего поезда в «Парижанке», поезд в «Нашем гостеприимстве». Условность, к которой прибегает Маяковский в сценарии, в свою очередь, принципиально отлична от сатирической условности таких его пьес, как «Клоп» или «Баня» с их острым ощущением специфически сценической формы общения с зрительным залом.