Режиссерский сценарий с точки зрения кинодраматургии

Любой выразительный элемент кинематографического образа всегда конкретно содержателен, а сама структура - система соотношения этих элементов (музыка, звук, цвет, актер...) предстает перед нами как система художественного мышления. Об этом прежде всего свидетельствует эстетическая эволюция кинообраза, движение художественной формы в киноискусстве.

Режиссерский сценарий во многом напоминает шахматное поле, где каждое и, на первый взгляд, малоощутимое движение того или иного выразительного средства в конечном итоге ведет к определенному результату, а логика мышления режиссера кино — это «шахматная» логика, с ее строжайшим предварительным анализом всех возможных причинно-следственных обстоятельств.

В этом смысле искусство кино больше, чем какое бы ни было из искусств, «математично» в своей основе и больше всего не терпит неясных вдохновений, «творческого наития». И если уж говорить о «природе» вдохновения в кино, то это прежде всего ясная целеустремленность и тщательнейшая предварительная подготовка. Только они и могут служить реальной почвой для вдохновения целого музыкального коллектива, точнее, коллективного автора фильма. Требование это неумолимо встает перед каждым участником фильма, как бы представляющим собой ту или иную художественную часть кинообраза. Вот что писал, например, Эйзенштейн об участии композитора Прокофьева в работе над фильмом: «Ничего мимолетного. Ничего случайного. Все отчетливо, точно, совершенно. Вот почему Прокофьев не только один из великолепнейших композиторов современности, но, на мой взгляд, еще и самый прекрасный кинокомпозитор». И сейчас есть музыкальные коллективы, которые своей музыкой могут вытянуть целый фильм. Но остается их все меньше и меньше.

Фильм, сделанный оригинально ради самой оригинальности, необычный в плане правдивого представления, часто чужд задачам кинематографии. Искажая реальную действительность, он создает искусственную, выдуманную природу, созданную кинематографической техникой, а не естественными процесс ее развития. Такой фильм дезориентирует зрителя, вводит его в заблуждение. В художественной кинематографии, а нередко и в научно-популярной и даже хроникально-документальной на съемках неделями ждут эффектного облака на небе, ждут даже там, где по законам метеорологии не должно вообще быть никаких облаков. В ряде случаев облака, необходимые для художественного оформления кадра, дорисовывались на стекле с помощью специального распылителя краски (аэрографа) и искусственно вводятся в кадр.