Условность в художественном познании

Условность в художественном познании выполняет те же функции, что и логическая ее форма в науке. И как форма «отхода» условность, конечно, не безбрежна, не безгранична, а сама имеет сноп объективные жизненные ограничения (видеть землю). Вне этого условия искусство, как и наука, теряет смысл, бессмысленно и бесперспективно парит в заоблачных далях, оставаясь без «добычи», без того, что нужно человеку.

Само собой разумеется, что интеллектуальный процесс в искусстве не однозначен этому процессу в науке. Техника переработки жизненных наблюдений, применяемая при этом «методика», так же как и приемы условности, в художественном процессе иные, чем в научном. У искусства своя особая логика познания. Она не совпадает с расчленяющей логикой научного мышления. Поэт Евгений Винокуров как-то метко заметил, что наука, охотясь, убивает зверя, а искусство берет его живым.

В процессе художественного творчества особо важную роль приобретают конкретность и острота видения, сила воображения, сопереживание и перевоплощение, творческая интуиция (в основе которой лежит тот же опыт) с ее элементами подсознательного (как известно, извращенно истолкованными фрейдистами), неотделимыми от сознательного в творчестве. В художественном творчестве ярче и выразительнее проявляется интуитивная сторона процесса мышления, «бессознательная работа сознательного интеллекта». Но при всем этом творчество «сверхсознательно», как говорил Станиславский. Эмоции в искусстве всегда пронизаны сознанием художника, организованы его мыслью. Это, конечно, не значит, что художник вначале обобщает свои наблюдения в представления и понятия, а затем приступает к процессу их художественно-образного воспроизведения. Специфичность художественного мышления в том и состоит, что художник в процессе обобщения и индивидуализации на какое-то время силой творческого воображения входит в «кожу и душу» своих персонажей, смотрит их глазами. И лишь «когда слеза блеснет в глазах поэта — родятся настоящие слова» (Расул Гамзатов).

Способы «изыскания» истины и средства ее изображения в художественном творчестве не являются двумя разными началами, а представляют собой неразрывное целое, выступают в едином акте, о котором Пушкин говорил, как о «расположении души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных». В этом едином акте условность выступает в форме внутренней и непосредственной связи между разными началами — объективным и субъективным, общим и конкретным, эмоциональным и рациональным, а. в конечном счете — между содержанием и формой, Практически она берет свое начало в самом процессе выбора и отбора, отсеивания всего ненужного для конкретной художественной идеи и всегда поэтому связана с отношением к изображаемому. Художественная условность, скажем, ракурса в кинокадре, так же как и в живописи или фотографии, порождена прежде всего особым авторским отношением. Условность кинематографического ракурса выражает собой специфическое для экрана единство драматургической логики и ее пластического выражения.