Об отражении прошлого на экране

Сложности в воссоздании прошлого

Сейчас же мы остановимся на таком частном, но, как показывает практика, очень важном вопросе, как показ прошлого. Не будет преувеличением сказать, что изображение прошлого — самое уязвимое место документального кинематографа. Там, где писатель и живописец, драматург и ваятель, поэт и музыкант почти не испытывают затруднений, документалист фактически бессилен. Он может снять только то, что происходит, происходит сейчас, то, что он видит. Опоздай он на несколько минут и событие, жизненный факт уводит бесследно для него и безвозвратно, как будто его и не было. Поэтому-то так и ценятся, гораздо дороже, чем на вес золота, фильмотечные кадры, давно, но вовремя снятые. Их ищут годами. В погоне за кусками пленки 20х—30х годов документалисты объезжают фильмотеки всего мира. И находят. Их дополняют фотографиями и так создают большие исторические ленты огромного политического звучания и большой художественной ценности.

Правда, и здесь трудности возрастают в геометрической прогрессии. Запас уникальных кадров не возрастает. Поиски нового осложняются с каждой очередной картиной. И когда-нибудь они станут совсем бесполезными. Конечно, пока для большой картины, скажем, об Отечественной войне фильмотечный материал есть. М. Ромм для «Обыкновенного фашизма» почти все нашел в киноархивах. А если хочется сделать картину о человеке? О замечательном человеке! Он известен, славен и сегодняшними делами. Но надо бы показать и как он лихо партизанил во время Великой Отечественной, а у вас даже и фотографий его той поры нет...

Фотография в документальном кино

Да, что и говорить! Почти всегда киноочеркист, возвращаясь в прошлое, может показать его только с помощью двух-трех любительских или «моментальных» фотографий. Так, например, работала при создавши фильма о Мусе Джалиле «Жизнь — песня» Ю. Карамышева. Отсутствие или скудость так называемого иконографического материала заставляет авторов искать участников прошедших событий, очевидцев, свидетелей, рассказы которых, при удачной синхронной съемке, бывают, как известно, очень убедительны, а порой и колоритны. При отсутствии живых очевидцев или в дополнение к ним используются вещественные свидетельства.

Двое ленинградских журналистов написали интересный сценарий, целиком построенный на вещественном материале. На знаменитом «Невском пятачке» была найдена сумка воинского почтальона с неотправленными письмами бойцов, адресованными в Ленинград... Сценаристы нашли некоторых отправителей и адресатов, рассказы которых перед аппаратом позволили восстановить волнующее прошлое. Каждое из недоставленных фронтовых писем — почти готовая новелла о героической обороне великого города.