Приемы подачи материала в видовом фильме
Находя интересные, увлекательные, творчески оригинальные приемы подачи материала и построения фильма, мастера видового фильма стремятся придать ему образную художественную форму. Подлинными мастерами видового фильма, настоящими путешественниками, киногеографами могут быть только те, кто, как писал академик А. Е. Ферсман «...горячо переживает впечатления окружающей жизни, кто подобно поэту и писателю воспринимает глубоко окружающий мир, воспринимает его не только в отдельных конкретных фактах, но обобщает его, проникая в самые глубины, давая образ и картину, а не точную и «неверную» однотонную фотографию».
Художественность, образность — третья важная особенность видового фильма. Знакомство зрителя с типичным географическим ландшафтом и показ человека, обитающего в этих природных условиях, с его национальной по форме культурой, с его трудом, специфическим для данной природной среды; раскрытие процессов использования производительных сил, преобразования и переделки природы; выявление средствами кино характерных черт; показ труда путешественников и исследователей - все это входит в задачи видового фильма, большого и малого, профессионального и любительского.
Обогащая зрителя новыми знаниями, видовой фильм, кроме того, должен доставлять ему радость и эстетическое удовольствие, показывая красоту природы. Процесс изменения и развития общества, вносящего коррективы в процессы развития географической среды, должен быть в каждом видовом фильме умело развернут, подчеркнут, выявлен в зрительно ощутимой форме. Чувство нового, выраженное в самом пристальном внимании автора, должно пронизывать каждый видовой фильм и четко доводиться до сознания зрителя, порождая у него эмоциональные чувства.
Соблюдение перечисленных, проверенных на опыте принципов построения видового фильма отнюдь не означает, что их надо считать непреложной догмой или неизменной рецептурой. И не следует, разумеется, думать, что руководствуясь этими принципами, автор создает новый фильм, который будет как две капли воды похож на все предыдущие. Принципиальные установки как в области содержания, так и в области формы могут находить свое выражение в творческих приемах самого разнообразного характера, соответствуя каждый раз специфике выбранной темы и особенностям ее решения. Каждый путешественник волен иметь свои индивидуальные приемы творчества, не нарушая притом принципиальных установок видового фильма: документальной правдивости, познавательности, художественности.
В начале пути в основном видовые фильмы развивались сейчас по двум главным направлениям. Первое — это короткометражные географическо-краеведческие, описательные киноочерки, так называемые фильмы-повествования. Иногда они несли в себе и зачатки сюжетного построения. Они наиболее широко распространены, и к ним относилось большинство фильмов.
Второе направление — это создаваемые на материале конкретных географических или других экспедиций также короткометражные фильмы-путешествия. По своему построению они родственны полнометражным экспедиционным фильмам, выпуск которых ограничен. Эти фильмы-путешествия в основе своей драматургии имеют сюжетное построение. До известной степени они одновременно являются и фильмами хроникально-событийными, так как показывают события текущей жизни конкретные научные экспедиции.
Чтобы такие фильмы не теряли своих качеств видовой картины, не превращались в документальный кинодневник экспедиции, требуется соблюдение правильной пропорции, умелое сочетание отражения происходящих событий и жизни людей в экспедиции с показом географического познавательного материала. Событийные съемки людей используются здесь не ради показа этих событий или людей как таковых, а как средство более глубокого проникновения в научно-познавательное, географическое и краеведческое содержание фильма. Задумывая съемку видового очерка или сюжетного фильма-путешествия, путешественник должен серьезно продумать все вопросы, связанные с его будущей работой, познакомиться с фильмами профессионалов-путешественников и более опытных любителей, ярко и четко представить себе свой будущий фильм, тщательно подготовиться к его видеосъемке.