Формы режиссерско-монтажного сценария

Основное место в режиссерско-монтажном сценарии занимает описание содержания съемочного кадра. Это описание должно быть точным, ясным и лаконичным, нося строго протокольный характер, без каких-либо «эмоциональных» дополнений и авторских ремарок. Для памятных записей по технике и приемам съемки используется графа «примечания». Запись содержания кадра начинается с названия объекта, к которому относится кадр (в каком натурном месте или в какой декорации он снимается). Если в последующих кадрах съемка осуществляется на том же объекте, название его не повторяется. При смене же объекта снова дается его наименование.

В описание кадра включаются все реплики и текст дикторского сопровождения. Речевая часть вписывается крупным шрифтом, и каждая реплика начинается с новой строки. Тут же отмечается характер и наличие шумов, музыкального звучания, отмечается форма монтажных переходов и концовок. Каждый кадр, включаемый в режиссерско-монтажный сценарий, получает свой порядковый номер. Этот номер впоследствии снимается на пленку перед съемкой кадра, без чего в большом фильме невозможно разобраться в материале. Этот номер переносится и на куски негатива, чтобы их можно было легче разбирать. В небольших любительских фильмах номера кадров обычно не снимаются, но все же наличие их позволяет легче разбирать материал в лаборатории, что гарантирует от путаницы и утери.

Отдельные листы (страницы) режиссерско-монтажного сценария собираются в тетрадь и сшиваются с прокладкой между ними листков чистой бумаги для режиссерских заметок и записей в процессе съемок. Тетрадь переплетается в твердый переплет. В результате тщательной разработки режиссерско-монтажный сценарий приобретает свой окончательный вид. Разработав такой сценарий и приступив на его основе к съемкам своего фильма, режиссер точно знает, что снимать, где снимать и как снимать. Опыт показал, что такая практика разработки и использования режиссерско-монтажного сценария приносит большую пользу. План весьма наглядно, разрывами в сплошной зигзагообразной линии, сразу же показывает, какой кадр еще не снят. Тут же у каждой черты сбоку делается отметка: когда, какого числа произведена съемка данного кадра. В том случае, если кадр почему-либо не будет сниматься и исключен из сценария, то он прочеркивается тройной чертой. Если осуществлена съемка нового, не предусмотренного сценарием кадра, он сейчас же в него вписывается и отмечается как выполненный. Отдельные съемочные кадры, снимаемые одним куском с другим (впоследствии в монтаже разрезаемые и ставящиеся на свое место), объединяются закругленной линией, связывающей в сценарии их номера.

Автору, желающему контролировать свою работу более подробно, можно рекомендовать отмечать в сценарии также и такие данные по съемке, как время дня, условия освещения, тип объектива, диафрагму. Сопоставление этих записей с просматриваемым впоследствии материалом позволит любителю сделать все необходимые выводы для улучшения своей работы в дальнейшем. Более подробные записи делаются режиссером на тех чистых листах бумаги, которые проложены в сценарии. Здесь режиссер имеет возможность зарисовывать кадры, набрасывать схемы, записывать все необходимые для съемочной работы и монтажа сведения. Даже самый способный и подготовленный режиссер должен помнить, что рассчитывать на память и случайность при съемке фильма недопустимо. Работа «на глазок» даже в случаях удачи не дает возможности снимать организованно и сознательно. Только тщательно продуманный план и четко отработанный режиссерско-монтажный сценарий позволяют осуществить съемку полноценного фильма.

Применяется такая «графическая» форма контроля отснятого материала. Осуществив съемку каждого кадра, режиссер для контроля сейчас же отмечает в своем экземпляре сценария выполненную работу. Снятый кадр прочеркивается косой чертой, образующей в дальнейшем ломаную зигзагообразную линию, наглядно показывающую, что в сценарии снято и что еще не снято.