Роль музыки в драматургии

Иногда в кинематографе акцент делается на звук. Но в ряде фильмов музыка становится одним из основных элементов образного строя фильма, играет важную роль в организации эпизодов. Нередко она передает душевное состояние глубже и ярче, чем зрительный рисунок или слово. В таких фильмах, как «Чапаев», «Александр Невский», «Лучшие годы нашей жизни», «На берегу», «Голый остров» — она принимает самое прямое участие в основном конфликте фильма, как бы подчеркивает движущиеся силы сюжета. Формы участия музыки в драматургии кинопроизведений чрезвычайно разнообразны. В кинематографическом синтезе она часто многое доказывает за другие его компоненты, в частности за актера.

В фильме «Русский вопрос», в эпизоде монолога Смита, мы не слышим его речи, она выражается и обобщается живой музыкой. Музыка в данном случае по драматургическому замыслу передает эмоциональное содержание человеческой речи, т. е. как бы раскрывает внутреннее действие, воплощая динамику чувств, переживания действующего лица. Мы уже говорили о музыкально-ритмической основе, или даже музыкальной форме эпизода борьбы за знамя на улицах Берлина в «Дезертире» Пудовкина. Шестая симфония Чайковского во многом помогла М. Ромму в «Адмирале Ушакове» определить ритмический рисунок батальных эпизодов фильма.

Чрезвычайно велика роль музыкальных форм обобщений в музыкальных кинокомедиях, где именно музыка становится решающим элементом сюжетного развития. По мере развития киноискусства и взаимоотношение между выразительными средствами в границах кинообраза, естественно, становится все более сложным. Но в каждом отдельном случае зависимость между ними будет определяться художественной мыслью, действие которой во многом напоминает действие «магнитного поля».

В методике и практике современной кинорежиссуры мы наблюдаем, например, как по всем художественным элементам, «составляющим» фильм (с целью предварительного осмысления их движения в структуре фильма), разрабатываются специальные партитуры, в которых постановщик уточняет взаимосвязи и соотношения между различными выразительными средствами. Взаимосвязь и сочетаемость этих средств, их линии пересечения и взаимодействия обычно находят свое выражение в разработке партитур драматургического напряжения действия, изобразительного строя, темпоритма и монтажа, музыкально-звукового построения и т. д. Анализ такого рода партитур позволяет как бы наблюдать нее сложное внутреннее устройство фильма, а следовательно, и внутреннее устройство кинообраза.