Как построить кадр при съемке

Перемещая камеру, надо находить такие точки для съемки, чтобы обеспечить правильное, наиболее выразительное размещение предметов в кадре. При невозможности передвигать объекты внутри кадра «размещение» их можно варьировать изменением точки расположения камеры. Расположение предметов, действующих лиц, деталей подчинено законам «композиционного равновесия». Можно даже «срезать» затылок, снимая портрет человека, но ни в коем случае нельзя «приткнуть» человека носом к краю кадра.

Кадр должен быть как бы «уравновешен». В нем не должно быть неоправданной пустоты. На экране можно дать половину лица человека, выглядывающего из-за портьеры или двери, но невозможно ту же половину лица показать на чистом, «пустом», «неработающем» фоне. Конечно, в отдельных случаях в целях достижения специально задуманного художественного эффекта возможно и нарушение «равновесия». Зритель не должен воспринимать кадр как «загадочную картинку» и искать в нем то, что хочет показать автор. Если это почему-либо невозможно сделать путем разгрузки кадра, то следует найти способ привлечь внимание зрителя к ведущему объекту — вывести его на первый план, выделить светом и т. д.

Там, где естественная перспектива не чувствуется достаточно ясно, можно искусственно усилить ее пространственным, глубинным расположением предметов, созданием второго и третьего планов, световыми бликами, использованием тонкой дымовой завесы (дым от костра и т. п.). Большую роль играет при этом правильное нахождение первого плана, сразу дающего кадру глубину и перспективу. Отсутствие такого первого плана часто делает кадр «плоским».

При этом следует учесть, что ярко высвеченный передний план приковывает к себе внимание, отвлекает от общего. Темный же передний план, подчеркивая перспективу, не отвлекает зрителя от самого ландшафта. При съемке архитектурных, городских, индустриальных объектов надо избегать ракурсных съемок, ведущих к «завалу» зданий, избегать непродуманного использования короткофокусной оптики, искажающей перспективу. Однако при этом следует учитывать, что широкоугольная оптика часто бывает незаменимой при съемке архитектуры узких улиц и переулков.

Правил построения кадров множество. Но главнейшее из них — это здравый смысл и вкус автора. Все в кадре должно быть продумано и целесообразно. Любая точка, любой ракурс допустимы и уместны тогда, когда они оправданы и целесообразны, когда лучше раскрывают содержание. Объект съемки не следует располагать в непосредственной близости с фоном, «прижимать к фону», особенно тогда, когда этот фон является плоскостью (стена дома, забор, брезент палатки и т. п.). Если возникает необходимость съемки на каком-либо однообразном по своей тональности фоне, его монотонность можно нарушить с помощью блика света (световое пятно) или затенением (теневое пятно от ветки дерева, какого-либо предмета или специального затенителя).

Во всех случаях съемки, кроме тех, когда это необходимо по замыслу, следует избегать «фронтальной», лобовой точки зрения. И при съемке ландшафта и при съемке здания или человека лучше расположить объект в кадре чуть сбоку, чтобы иметь возможность создать перспективой большую объемность предмета, избежать плоскостного изображения.

Знающий свой предмет географ и рядовой зритель зачастую видят один и тот же ландшафт по-разному. То, что специалисту сразу же бросается в глаза как главное, для рядового зрителя может быть скрыто какой-нибудь выдвинутой ради живописного «оформления» кадра на первый план второстепенной деталью. Путешественник должен учитывать этот психологический момент и, компонуя кадр, умело направлять внимание зрителя именно на то главное и важное, что он хочет подчеркнуть в этом кадре.

Если путешественник не продумает задачи снимаемого им кадра, то может случиться, что красивая ветка дерева, живописное облако или какая-либо другая деталь— частность, введенная для лучшей организации кадра, будут отвлекать внимание зрителя от существа вопроса, и он, не осознав главного, обратит свое внимание только на это частное. Автор видового фильма должен уверенно вести зрителя за собой, точно указывая ему наиболее важные, наиболее существенные объекты.