Перспектива

Ощущение глубины в кадре создается перспективным построением пространства. Съемочная оптика воспроизводит на плоскости предметы так, как видит их наш глаз, то есть все более меньшими по размерам и все менее ясными по очертаниям по мере удаления их от того места, где расположена камера.

Существуют два вида перспективы: линейная, или графическая, создающаяся благодаря особенностям построения рисунка предметов в кадре и их взаиморасположения; и воздушно-тональная, или световая, возникающая благодаря неравномерной яркости и четкости изображения предметов первого плана и более удаленных. Знание законов перспективы обеспечивает правильное построение кадра, создает эффект его глубины, рельефа, объема.

Линейная перспектива

Линейная перспектива связана с переменой места наблюдения, с выбором точки съемки. Известно, что все параллельные линии, проведенные последовательно через удаленные к горизонту плоскости, перпендикулярные осп зрения, воспринимаются глазом как сходящиеся в одной точке. Эту точку принято называть «точкой схода». При выборе места съемки надо помнить, что с переменой точки наблюдения перемещается и «точка схода», изменяя линейную перспективу изображения. Меняется при этом и расположение линии горизонта.

Выбор точки съемки для построения кадра. Высокая точка съемки необходима тогда, когда важно развернуть в кадре ландшафт во всей его ширине, когда необходимо показать его глубину, взаимоотношение отдельных объектов и частей целого. Низкая точка используется, когда следует выделить предмет первого плана, особенно подчеркнуть его, как бы «укрупнить». Низкая точка может быть связана с точкой зрения наблюдателя, лежащего на земле, смотрящего вверх со дна ущелья, из ямы и т. п. При съемке человека высокая точка создает эффект «приниженности», придавленности человека к земле. Нижняя точка, наоборот, делает человека более «монументальным», подавляющим, тяжелым.

При съемке широкого пейзажа, на фоне которого необходимо выделить важную деталь, лучше всего пользоваться широкоугольной оптикой, которая способна передать наиболее ярко глубину, масштабно увеличить предмет первого плана, четко проработать фон. Строя кадр с учетом законов линейной перспективы, надо все ее возможности использовать для выделения, подчеркивания в кадре главного объекта съемки — того предмета: (группы предметов), на котором должно фиксироваться внимание зрителя.

Воздушно-тональная, световая перспектива

Воздушно-тональная, световая перспектива связана с эффектом неодинаковой видимости предметов в кадре по мере их удаления от точки съемки. Предметы, расположенные ближе и ярко освещенные солнцем, рельефны и четки. Их окраска более интенсивна, тени от них глубоки и насыщены. По мере удаления предметов они как бы «сереют», бледнеют, отходят в глубину. Чем предмет дальше, тем он кажется не только меньше, но и менее ясным, менее резко очерченным, менее четким. У удаленных предметов яркость их окраски бледнеет. Они теряют свою резкость, делаются расплывчатыми, прикрываются пеленой дымки, пыли, тумана. Все это создает эффект воздушно-тональной перспективы, создает глубину кадра.

В отдельных случаях дымка совершенно поглощает удаленные предметы, иногда с излишней «мягкостью» фона приходится даже бороться с помощью специальных светофильтров. При черно-белой съемке проверить силу и эффект воздушно-тональной перспективы помогает использование густого синего или коричневого светофильтра, через который просматривается объект съемки. Эти светофильтры превращают многокрасочное цветное изображение в одноцветное, монохромное черно-белое и этим дают возможность более ясно представить то, что получится на экране. Такая проверка, кстати, позволит новичку убедиться в том, что предметы, расположенные в значительном удалении, но более ярко освещенные, кажутся выдвинутыми вперед, что съемка в условиях слабого освещения приводит к получению плоскостного изображения, что отсутствие интенсивных теней делает снимок менее выразительным, серым.

Воздушно-тональная перспектива в значительной степени связана с условиями освещения, в свою очередь зависящими от времени съемки. Лучшее время съемок — утреннее и предвечернее, когда солнце находится еще не высоко или уже перевалило за зенит и пошло вниз, когда тени подчеркивают рельеф, отделяют один объект от другого. Воздушно-тональная перспектива, смягчая постепенно интенсивность теней, создает глубину изображения, способствует его большей выразительности.

Компонуя кадр, надо искать в нем «многоплановость», позволяющую шире использовать линейную и воздушно-тональную перспективу. Надо научиться хорошо использовать первый план, сразу же создающий эффект глубины в сочетании с отдаленным фоном и предметами второго плана. Ярко освещенный предмет па первом плане привлекает внимание зрителя, становится в кадре главенствующим. Темный, не фиксируя внимание зрителя, создает глубину при пейзажной съемке, подчеркивает место ярко освещенных предметов второго плана.