Генеральное направление съемки

Разрабатывая свой режиссерско-монтажный сценарий, готовясь к организации съемочной работы или уточняя детали репортажной съемки, режиссер и оператор тщательно продумывают и заранее точно намечают генеральное направление съемки. При съемке какого-либо объекта, как натурного, так и в помещении (или павильоне) в каждом эпизоде имеется наиболее общий — генеральный план. Точка, с которой он снимается, является генеральной точкой съемки в данном эпизоде. Направление съемки, которое определяется при съемке этого плана, отобранное как наиболее выразительное, считается генеральным направлением съемки данного эпизода. Все укрупнения внутри эпизода, как правило, ведутся по линии генерального направления съемки и сточным учетом его, что создает плавность переходов от кадра к кадру и облегчает восприятие действия зрителем, обеспечивая правильное расположение объектов в кадрах при смене их. Несоблюдение этого простого правила может легко привести к тому, что снимающиеся объекты как бы «сместятся» по отношению один к другому при монтаже кадров, снятых без учета генерального направления, создадут ряд монтажных нелепостей.

Для примера можно взять случай со съемкой двух фехтовальщиков. Меняя точку зрения камеры, заходя с разной стороны к паре фехтующих людей, можно получить такие кадры, которые либо совсем не смонтируются, либо в сочетании один с другим дадут совершенно извращенное представление о происходящем действии. Перед нами на общем плане два фехтовальщика. Они стоят друг перед другом. Солнце от них с левой стороны, тени падают направо. Если мы повторим этот общий план с другой стороны, то по отношению к камере все изменится. Теперь у нас обратная точка, и фехтовальщики в кадре переместились. Теперь первый номер справа (на экране), второй — слева. Солнце перешло направо, тени падают налево. Что получится, если мы снимем два укрупнения — два средних плана, но с разных сторон? С нашего генерального направления мы сняли первого фехтовальщика — он протягивает шпагу вправо. Если мы с того же направления снимем и второго, то его шпага будет направлена на противника влево. Если же мы сняли его с обратной точки, то получится, что его шпага направлена вправо. При монтаже двух укрупнений получится, что первый своей шпагой пытается уколоть противника в спину. Снимаем второго правильно с генерального направления, и дуэль состоится.

Один и тот же поезд, снятый с разных точек, может в монтаже создать эффект столкновения. Конечно, камера может и должна в ряде случаев смотреть на действие с разных сторон, сверху и снизу. Но каждый раз новая точка зрения должна быть обоснована, мотивирована, оправданна и понятна зрители. Если нет необходимости в ее сознательном и продуманном изменении, следует в целях плавности монтажа и правильного развития мизансцен, придерживаться генерального направления, следить за тем, чтобы в соседних кадрах действие развивалось по линии этого единого направления.