Человек в видовом фильме

Географическая среда, являясь одним из постоянных и необходимых условий развития общества (хотя ее влияние и не является определяющим), накладывает свой характерный отпечаток на жизнь человека, на его быт и культуру. Культура человека многообразна по своим национальным особенностям и имеет характерные проявления у каждого из народов. Быт, обычаи, поведение людей носят на себе определенный природными условиями отпечаток. Есть еще такие места, где даже формы народного образования «географичны», где они связаны с особенностями природы и быта, характерны и своеобразны. Например, на Севере, в ненецкой тундре, оленеводы на долгое время уходят пасти оленей в ягельники. Чтобы их дети могли получить образование, в населенных пунктах созданы особые школы-интернаты. В интернатах дети пастухов-оленеводов живут и учатся в то время, когда их семьи кочуют по тундровым просторам. Конечно, такой вид народного образования «географичен», и не показать его в видовом фильме о тундре нельзя.

Труд человека также «географичен», имеет свои особенности, свой типический характер, зависимый от среды и условий, в которых он протекает. В каждом районе, в каждой местности есть свои основные, «ведущие» профессии, существование которых обусловлено самой природой. Отказ от показа человека в видовом фильме зачастую приводит к пустому любованию красотами природы, к созданию, может быть, красивого, но бессодержательного фильма. Но найти верную пропорцию для показа человека в видовом фильме нелегко. Даже многие профессионалы до сих пор не отдают себе ясного отчета о роли и месте человека в такого рода фильме. Не все отдают себе отчет в том, что само понятие «географический ландшафт» включает и человека с его повседневной практической деятельностью, преобразующей этот ландшафт. Не все понимают, что показ деятельности человека в видовом фильме принципиально отличен от показа его в киноочерке с его публицистической направленностью.

Известно, что документальный, событийный киноочерк ставит своей основной задачей рассказ о человеке и его деятельности. Он решает проблему показа человека с позиции — событие и человек. Видовой фильм подходит к проблеме показа человека с другой позиции, с позиции — географическая среда и человек. Его основная задача — показ той географической среды, той обстановки, в которой живет и трудится человек, тех связей и того взаимодействия, которые существуют между природой и человеком. И если хроникера-публициста интересует судьба конкретного, персонифицированного, с именем и фамилией человека, то авторов видовых картин привлекает главным образом характерный тип местного жителя, особенности его труда, типичные для данной местности условия быта, культуры и прочее.

Если в основу событийного фильма положено какое-то важное событие и человек показывается «первым планом», а природа «вторым», как бы своего рода фоном, то в видовом фильме основным является сама географическая среда, сама природа. Но природа не может быть безлюдной, искусственно оторванной от жизни человека. Природа должна даваться комплексно, то есть вместе с ее человеком, с человеком органически в нее вписанным,— в той мере и степени, в какой это существует в действительности.