Искать типичные лица

О работе с профессиональным актером можно не говорить. Едва ли путешественник-любитель в своей практике с этим столкнется. Он в своей практике чаще всего сталкивается со своими спутниками по путешествию и со всевозможными встречными людьми, представителями самых различных профессий. Съемка их обычно осуществляется в естественной обстановке, в привычной для них среде. Задача путешественника состоит не в том, чтобы заснять несколько специально отобранных красивых людей, одетых в яркие, парадные одежды, танцующих и поющих. Веселье, танцы и песни уместны там, где это необходимо, а живые люди с их характерными, типическими для местности чертами, поведением, костюмами и типажем должны отображать облик живущего здесь народа.

Надо искать характерные типичные лица, а не какие-то особенные типажи, может быть, и занимательные, но мало правдоподобные и искажающие представление о всей массе людей, живущих здесь. И никогда не следует переодевать людей в несвойственные им в обычных трудовых условиях, пусть даже весьма любопытные костюмы. Не следует подменять и повседневные рабочие костюмы на производстве показными чистенькими одеждами. Предупреждать об этом приходится потому, что даже в профессиональной практике мы все встречались с «лакировщиками», не умевшими найти красоту в действительности и пытавшимися подменить ее ложной красивостью, вызывая этим неприятие части зрителей.

Сам процесс съемки человека надо стараться сводить буквально к считанным секундам, чтобы не утомлять снимающегося, чтобы ему не надоела возня с камерой. Надо по возможности избегать портретных съемок на ярком солнце, чтобы глубокими тенями, светом в глаза и резкостью контраста не исказить портрета. В тех случаях, когда надо добиться от снимающегося каких-либо «игровых» моментов — человек что-то крикнул, кого-то позвал, отрицательно покачал головой, засмеялся, улыбнулся,— никогда не следует давать ему актерских заданий: «Сделайте, пожалуйста, то-то или вот это!» В таких случаях у актера непрофессионала действие чаще всего будет неправдоподобным, фальшивым. Эта фальшь, иногда даже незаметная на съемке, потом выявится на экране.

Чтобы добиться от человека естественности в поступках, надо поставить его в привычные условия и задать ему неожиданный вопрос, крикнуть ему что-нибудь, насмешить чем-нибудь. Засняв несколько таких планов, всегда потом можно выбрать в монтаже именно то, что нужно, что является наиболее правдивым и выразительным. Таким же образом снимают и детей. Малыши снимаются всегда непосредственно, но ребята школьного возраста перед камерой нередко начинают копировать взрослых. Оператору следует всегда помнить о необходимости сочетать общие планы с портретами людей и средними планами (группами). Снимать портреты следует не абстрактно, вырванными из окружающей среды, а на фонах, включающих в себя типические детали общего плана (здания, деревья, заборы, индустриальные сооружения, корабельные надстройки и пр.), чтобы эти крупные планы не казались в фильме снятыми в другом месте и в другое время.

В практике съемки туристских походов, поездок на теплоходах и в других групповых съемках можно часто столкнуться с такими спутниками, которые любят сниматься и лезут буквально в каждый кадр, назойливо забегая вперед. Столкнувшись с таким явлением, надо немедленно поговорить с этими людьми, просить их не портить съемку и сказать, что все равно, при всех обстоятельствах, они себя на экране не увидят — кадры с их участием будут выброшены в корзину как брак.