Приемы ассоциативного монтажа

Внутренний процесс мысли мы часто воспринимали через внешние приемы ассоциативного монтажа. Что немой кинематограф не мог передать прямо, он вынужден был передавать косвенно, достигая в отдельных случаях тончайшей выразительности и как бы превращая свою ограниченность в специфическое достоинство кинематографического языка. Мимика, жесты, походка складывались в своеобразный изобразительный монолог. Популярные образы-маски классических актеров немого кино — Чарли Чаплина, Бестера Китона, Дугласа Фербенкса, Асты Нильсен, — логика их жестов рождены были условностью бессловесного и беззвучного экрана. Они были органичны и специфичны лишь для «молчаливого» кино, с его особой безмолвной драматургией.

Живое, реально-весомое слово уже не сочеталось, скажем, с условно-стилизованной, трогательной беспомощной маской Чаплина, как не сливалось оно и с ослепительно-безмятежной маской Фербенкса, в которой постоянно «сорок два зуба сверкали в немой улыбке». Живая человеческая речь разрушала самую основу их беззвучных масок. Пытаясь хотя бы частично сохранить специфическую выразительность немого действия, а с ней и его условность в рамках звучащего экрана, Чаплин вынужден был оправдывать ее логику уже сюжетно. Но и в этом случае — это были лишь «куски» немого кино, как бы вставные эпизоды в общей линии развития звукового сюжета. Вспомните, например, пантомимный эпизод в «Диктаторе», когда «диктатор» Гинкель в честолюбивом трансе жонглирует глобусом , или блестящий по своему мимическому содержанию изобразительный монолог Кальверо о смысле жизни у постели больной Терри в «Огнях рампы». Перед нами Чаплин немого экрана: он изображает, точнее, играет, как стремится расти роза, как хмурится фиалка, как кривится японская сосна. Здесь условность немого изображения выступала как сюжетный элемент конкретного содержания звукового фильма.

Драматургическая и изобразительная условность, так еще недавно характеризовавшая собой понятие современного фильма, как например, нарочито неправильный монтаж, остановка кадра, размытый план, негативные кадры и т. д., на наших глазах, за сравнительно короткий срок, становятся уж трафаретными. Из форм этих жизнь быстро уходит. Пьер Паоло Пазолини заявил, что свой новый фильм он будет снимать по-новому, имея в виду забытые классические каноны, не прибегая к «устаревшим новым приемам». Условность в киноискусстве, как ни в одном из искусств, сочетается с высшей мерой изобразительной точности, с той степенью естественности и правдоподобия, которую исключает специфическая условность театра. Из всех родов сочинений Пушкин не случайно «самым неправдоподобным» (в смысле условности) считал сочинения драматические.