Концепция и конструкция

Структура каждого кинопроизведения должна опираться на определенную концепцию и конструкцию, которые в свою очередь должны быть точно предопределены сценарием. Выбрав тему, нужно найти наиболее целесообразный способ ее решения в фильме. Без такой концепции интересная и ценная тема может быть погублена. В кино, как в любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, их взаимосвязь, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый художественный результат.

Киносеанс не должен превышать отведенного для него времени, так как просмотр фильма связан со значительным напряжением внимания. Излишне длительный сеанс утомляет зрителя и вызывает усталость. Оптимальная длительность показа художественного фильма составляет 90 мин. Только в редких случаях она может быть удвоена. Любительские художественные фильмы, как правило, рассчитаны на 15—20 мин. В основе творческой концепции обычно находится некоторое общее намерение, склоняющее постановщика к работе именно над этой темой и воплощением ее в виде фильма. Ответы на два вопроса позволят уточнить взгляд на облик задуманного произведения:

1) что и зачем хочет сказать постановщик; будущему зрителю; или какой цели должно служить, задуманное произведение?

2) как это намерение осуществить и какими выразительными средствами воспользоваться для придания фильму большей привлекательности?

Концепция является как бы первопричиной из которой потом рождается форма произведения. Следующий этап в подготовке сценария — это разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции — сохранить все в равновесии и гармонии. Основную роль тут играет систематизация киноматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности.

Конструкция в противоположность концепции может быть иногда творческим приемом; она является только элементом, упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Чаще это относится к ряду документальных фильмов, для которых нельзя предварительно, подготовить сценарий из-за невозможности предвидеть развитие событий. Это также полностью относится к событийным киножурналам. Подготавливая сценарий документального или научно-популярного фильма, в котором будет использован сопроводительный текст, необходимо предусмотреть это в сценарии, чтобы обеспечить взаимосвязь изображения и звука, помня всегда о примате в кинематографе первого над вторым.

На стадии сценария сопроводительный текст разрабатывается в общем виде, а детальная его доработка выполняется после монтажа изображения. В игровом художественном фильме каждый кадр должен быть обоснован в единстве действия и художественной концепции. Он требует продуманной, композиции и тщательного определения всех находящихся в нем деталей. Под этим термином следует понимать пластические особенности объектов съемки. Нарушение этой основы, даже в небольшом фильме такого рода, может вызвать смысловые противоречия или привести к необходимости переделок.