Измерение экспозиции

При киносъемках, проводимых с постоянной частотой, возможна только одна диафрагма, соответствующая правильной экспозиции. При съемках на натуре предметов, расположенных близко к кинокамере, производят измерение отраженного ими света, направляя фотоэлемент экспонометра на объект с близкого расстояния. Если же нужно па натуре снять светлый объект (например, лицо человека) на значительном расстоянии, следует измерить яркость, направив экспонометр на собственную ладонь, поставленную на одном уровне с объектом съемки. Направление экспонометра непосредственно на этот удаленный объект дало бы неправильный результат из-за дополнительного света от окружающей среды, попадающего в этом случае на прибор.

При съемке пейзажей по тем же причинам экспозицию определяют, направляя экспонометр к земле, которая освещена одинаково с деревьями и другими элементами пейзажа. Снимая против света, для сохранения деталей в тенях изображения экспозицию следует определять по теневым местам. В противном случае все темные объекты и поверхности, находящиеся между камерой и источником света, будут переданы только как силуэты. Интервал яркости или разница между самыми светлыми и самыми темными местами объекта съемки иногда бывает больше, чем могут передать современные светочувствительные матрицы. Вследствие этого одновременная правильная передача деталей в тенях и светах изображения ограничена. Поэтому нужно определить, которые из деталей объекта в данном случае важнее, и соответственно установить диафрагму.

Остается еще возможность подсветки теней искусственным светом, если оператор им располагает. Оператор, снимающий в определенных световых условиях объекты с большим или меньшим контрастом, может рационально использовать специфические особенности отдельных настроек профессиональной видеокамеры, которые он должен хорошо знать. Характеристики приводятся обычно в инструкциях, в каталогах и в соответствующей профессиональной литературе. Подробнее про освещение при съемках на природе, про освещение при съемке.

Если по каким-либо причинам нельзя измерить отраженный свет, то для определения экспозиции можно измерить свет, падающий на объект съемки. Для этого на экспонометр надевают специальную насадку с молочным стеклом и направляют его на источник света. Если применяется искусственное освещение и несколько источников света, то экспонометр следует поочередно направить на каждый из них, а потом определить среднюю величину и на ее основе установить нужную диафрагму. Применяя на объективе кинокамеры светофильтры, поглощающие некоторое количество света, следует помнить о необходимости дополнительного открытия диафрагмы на одно или более делений относительно величины, определенной по экспонометру в зависимости от плотности применяемого светофильтра. Подробнее про управление светом.

Закрепление этих сведений и их усвоение может быть достигнуто только практической работой, в которой будут использованы приведенные правила и приемы. Дальнейшего углубления знаний можно достичь, сочетая собственный опыт съемок с изучением соответствующей литературы и анализом просматриваемых фильмов. Чем серьезнее будет выполнена эта работа, тем лучше будет подготовка оператора к подаче команды: «Камера готова!»