Крупный план и границы кадра

Природа киноискусства наиболее полно сказывается в том, насколько удается достичь большего малым, или в малом сказать о многом. Ведь так и пришел в кино крупный план, отбрасывая все лишнее и ненужное, приближая и углубляя содержание кадра, укрупняя внутренний мир человека. Специфическая условность крупного плана выражалась в том, что, выделяя и заостряя, он не только на какое-то время изымал предмет из реального пространства, но как бы гиперболизировал важнейшие для действия и смысла детали до размеров неправдоподобных с точки зрения внешне зрительной логики. А самым элементарным, «первичным» ограничителем в кино был и остается так называемый прямоугольник экрана, размер и соотношения которого нередко рассматривались как серьезный недостаток кино и служили предметом частых дискуссий. На самом же деле рамки этого прямоугольника являлись необходимым внешним ограничителем, который уже предварительно позволял отгораживаться от всего лишнего, что не должно было входить в сознание зрителя, отбирать и «сжимать» материал. При наличии движения границы кадра уже не играли решающего значения. Внешнее ограничение не переходило в ограничение внутреннее, ибо сразу снималось фактом движения.

Первичная замкнутость поля зрения кадра размыкалась в сфере монтажа, методы и формы которого в свою очередь во многом зависели от композиционного содержания кадра (перспектива, план, ракурс, свет и т. д.). В этом смысле кинокадр является необычайно подвижной первичной клеткой, которая в монтажном построении сцены, разрастается в направлении трех своих измерений (глубина, широта, высота).

Пространственная условность кадра как выразительной единицы первичного отбора (его в этом смысле первично организующая роль) на пути кинематографического обобщения вытекала из специфических условий проникновения в действительность, ее пространственно временного анализа. И неслучайно раздвинутые рамки кадра на широком экране или сам широкий формат пленки сразу потребовали иных композиционных приемов обобщения.

Это сказалось, прежде всего, на построении мизансцены, ее композиции, на характере включения крупного плана в изобразительную структуру эпизода, на принципах панорамирования и т. д. На примере фильма «Повесть пламенных лет» или «Зачарованная Десна» можно уже видеть, как меняется система пространственных элементов, как складывается новая, изобразительно-монтажная специфика широкоэкранного кадра. Новую систему пространственно-временных элементов кадра мы обнаруживаем в первых работах вариоскопического кино с его «динамическим квадратом». Подвижность рамок квадрата позволяет, по необходимости, растягивать изображение в ширину и вытягивать его по вертикали.