Роль литературы в кино

Литература в документальном кино

Литература всегда помогала искусствам в борьбе с рутиной. Документальному кино она может больше всего помочь новизною взгляда на вещи. Поэтому документалисты охотно приняли в свои ряды писателя В. Некрасова. Без писателя С. Смирнова, может быть, не было бы и режиссера В. Лисаковича, ведь только после фильмов «Его звали Федор» и «Катюша» он из дебютанта превратился в известного режиссера. На хороших сценарных замыслах развернулся его талант. Все начинается с замысла, в том числе и творческий путь в документальное кино молодого или вообще начинающего автора. Практически на студию всегда трудно «пробиться». Там может не хватать режиссеров, операторов (особенно на телевидении), но авторы всегда есть. Что за авторы, это другой вопрос. Среди них, как правило, гораздо больше желающих писать сценарий, чем умеющих это делать. Но они уже установили контакты, хорошо или плохо, но пишут и давно уже стали «своими» в студии.

Замысел в документальном кино

Новички же обречены штурмовать бастионов и самое сильное их оружие — это замысел. Сценарий бывает нужен и не нужен. Дикторский текст поручают писать только человеку, имеющему опыт. Замысел же, свежий, открывающий материал, актуальную тему, новое видение жизни и т. д. — везде нужен. И если он подходит в данный момент, его возьмут, кто бы его ни принес: свой или «с улицы», маститый или человек еще без имени в литературном мире. С замысла начинается не только сценарий или фильм, но и сам автор. И дело не в том, что журналист или литератор, не умеющий задумать картину, подать сценарию идею не может рассчитывать на авторство. Замысел, облеченный в заявку, — это самая самостоятельная из всех литературных работ на студии. Никто еще не посягает на творческую индивидуальность автора, никто не содружествует, да и не помогает. В маленькой, на двух-трех страницах заявке он предстает в полный свой творческий рост.

Что такое автор

Ибо что такое вообще автор? Вопрос не такой праздный, как может показаться. Нельзя забывать, что документальное кино растет в художественном отношении не по дням, а по часам, оно как бы преображается. Резко меняется и само понятие — автор сценария, сценарист. Еще вчера считалось, что если литератор умеет правильно со знанием материала и кинематографически грамотно интерпретировать в сценарии заданную тему, умеет быстро написать «толковый», «грамотный» текст к фильму, то это уже автор. Сегодня, после появления целого ряда оригинальных, творчески своеобразных фильмов, такой автор уже выглядит архаично. Сегодня уже мало знать факты, хоть и досконально. Требуется свое, индивидуальное, неповторимое видение жизни. Надо уметь, анализируя и сопоставляя факты, вскрывать их смысл и значение: показывая человека и его поступки, создавать в сценарии его образ или хотя бы предпосылки для создания такого образа в фильме.