Оптимальная длительность фильма

Если режиссер хочет, чтобы его фильм смог пойти в массовый прокат и быть показанным широкому зрителю, следует рекомендовать ему научиться делать свои фильмы десятиминутными. Опыт их создания показал, что емкость такого фильма при умелой его компоновке вовсе не мала, что в кино за десять минут можно сказать очень много.

Конечно, автор волен сам определять метраж своего фильма, но, все же, кажется лучше сделать несколько интересных, увлекательных и доступных более широкому показу коротких фильмов, чем один большой и часто только поэтому скучный фильм «индивидуального» пользования. В игровом фильме объем его диктуется сложностью фабулы, развитием характеров, широким разворотом событий, требующих большего метража. В фильме-путешествии этого, конечно, быть не может.

Количество съемочных кадров в таком фильме обычно колеблется от 60 до 100. Притом фильм, включающий в себя 60 кадров, часто воспринимается массовым зрителем как затянутый, развивающийся медлительно, а фильм в 100 кадров — как динамичный и более увлекательный. Но чрезмерное увеличение количества кадров делает фильм «суматошным», «дерганым», «рваным». Так воспринимает массовый зритель наши видовые фильмы.

Эти выводы получены в результате изучения большого количества фильмов, но отнюдь не являются обязательными и непреложными. Однако следует помнить, что данные об их восприятии основаны на психологии зрительного ощущения не являются случайными.

Панорамы и общие планы занимают, естественно, большее место в фильме — они длиннее, а крупные планы и детали — короче. При разбивке на эпизоды и объекты следует учитывать, что слишком короткими делать их нельзя. При съемке так называемого маршрутного фильма следует наметить несколько основных наиболее важных объектов, которым и выделить надлежащий метраж. Обычно в видовом фильме, связанном с каким-либо туристским маршрутом, бывает 12—15 съемочных объектов разного объема.

Разрабатывая режиссерско-монтажный сценарий, постановщик фильма пользуется богатым и многообразным арсеналом выразительных средств и приемов кинематографической режиссуры. Эти приемы практически реализуются при посредстве разнообразной съемочной и компьютерной техники, в соответствующем задаче фильма оформлении объектов, в применении различных, весьма многообразных приемов и приспособлений, которыми располагает современный кинематограф в области съемки изображения и записи звука.

В полупрофессиональном кино, где автор сценария и режиссер-постановщик обычно объединены в одном лице, при разработке несложных фильмов запись сценария чаще всего осуществляется сразу в режиссерско-монтажной форме.