Разбивка непрерывного действия

Разбивка непрерывного действия литературного сценария на отдельные съемочные куски-кадры связана с монтажной композицией всего фильма и каждого его эпизода в частности и основана на содержании и стиле литературного сценария. Следует постоянно помнить, что процесс раскадровки является не только техническим, но и глубоко творческим процессом. От которого во многом зависит создание тех образов и понятий, которые задумал автор и которые должен воплотить, воспроизвести на экране и донести до зрителя режиссер.

Монтажная фраза

Снятые по отдельности кадры впоследствии, в процессе монтажа, должны будут сложиться в единое целостное произведение. При раскадровке учитывается взаимосвязь и взаимодействие соприкасающихся (стоящих рядом) кадров и их место в монтажной фразе. Монтажной фразой считается группа кадров, выражающих собой какое-либо определенное законченное действие. Если литературный сценарий такое законченное действие описывает отдельной литературной фразой, то режиссерско-монтажный сценарий выявляет его своей отдельной монтажной фразой, состоящей из группы объединенных единством действия съемочных кадров (монтажная фраза может при известных условиях быть выражена лишь одним съемочным кадром).

Монтажные фразы объединяются в эпизоды. Каждый съемочный кадр в отдельности, сам по себе является всего лишь «живой фотографией». Только во взаимодействии с другими кадрами, в точной, нерушимой стройной монтажной связи он создаст кинематографический эффект, образует монтажные обобщения, вызовет у зрителя соответствующие впечатления и ассоциации. «...Если это подлинно «монтажный» кусок, т. е. кусок не безотносительный, но рассчитанный на то, чтобы в сочетании с другими вызвать прежде всего ощущение определенного образа»,— писал С. М. Эйзенштейн,— в нем есть «...возможность наиболее полного выявления содержания в окончательной композиционной форме».

Ошибкой многих любителей, да нередко и профессионалов является то, что они зачастую не учитывают взаимодействия кадров, снимают их без учета взаимосвязи, в результате чего получают невыразительный набор отдельных, иногда даже, может быть, и интересно снятых кусков, не дающих все же подлинного кинематографического эффекта, не воздействующих должным образом на зрителя. До сих пор среди многих людей, недостаточно знакомых с законами кинематографа, существует привитое в свое время различными формалистами ложное представление о монтаже, как о всесильном средстве организации материала. Следует иметь в виду, что под термином «монтаж» следует видеть два различных процесса — монтаж творческий и монтаж технический. Первый осуществляется в сознании режиссера еще задолго до начала съемки и записывается в его режиссерско-монтажном сценарии, являясь формой выражения создаваемых образов. Второй же является техническим процессом соединения раздельно заснятых кадров. Технический монтаж требует соответствующих навыков и опыта монтажера. Опытный монтажер может навести порядок в заснятом материале, улучшить соединение кусков. Но всё же если кадры сняты немонтажно, то они никогда, при наличии самого искусного монтажера, не смонтируются так, как это нужно. Мастерство технического монтажа может помочь при сборке материала хроникально-событийного сюжета, организовав его в более стройную, приемлемую для просмотра систему, и только.

Подлинно же творческий монтаж осуществляется в сознании режиссера заранее. Он зарождается в процессе разработки литературного сценария, в процессе раскадровки и написания режиссерско-монтажного сценария, в процессе перевода литературных описаний на язык зрительных образов. Он осуществляется практически в процессе «монтажной» съемки, то есть съемки, учитывающей монтаж - соединение отдельно снимаемых кадров.