Культура звуковой выразительности в кино

Классика немого кино, с ее высокой культурой монтажной выразительности (монтажная поэтика Гриффита, Ганса, Кулешова, Эйзенштейна, Пудовкина) знает в то же время немало примеров, когда монтаж не только не был заметен, но вообще не играл решающей роли, как, например, в творчестве Эрих фон Штрогейма («Алчность») или Ф. Мурнау («Последний человек»). Известное «невнимание» к монтажу в период звукового кино можно, например, проследить в творчестве таких режиссеров, как Ж. Ренуар, Р. Росселини.

С. Герасимов, например, оценивает собственную режиссерскую практику в кино прежде всего как практику «абсолютного актерского примата». Но как ни высоко мы ставим искусство актера в кино, нельзя не признать, что существует ряд выдающихся фильмов, в том числе и «Броненосец «Потемкин», где актерское исполнение не является ведущим средством выражения, где главная нагрузка ложится не на актера. Актер для Эйзенштейна всегда представлял наименьший интерес в ряду других выразительных средств даже в период звукового кино. Джон Лоусон во многом прав, когда писал, что в «Иване Грозном» жесты и взрывы страстей царя вплетены в столь сложный общий рисунок, что трагическое величие образа тонет в потоке изображения». И, действительно, логика самого изображения всегда была у Эйзенштейна самой главной. Актер как типаж очень строго вписывался в общую композицию кадра и подчинялся прежде всего ей. И наоборот, драматургия некоторых фильмов немыслима, прежде всего, без актера, без слова. Диалог, как форма словесного обобщения, одна из важных отличительных черт выразительности этого фильма, силы его эмоционального воздействия.

Драматургически очень четкая линия взаимоотношений и столкновений строится главным образом через форму словесных обобщений. Или возьмите, например, очень точную в драматургическом осмыслении обстановки и действующих лиц — реплику ординарца Петьки перед началом совещания в штабе Чапаева: «Тихо, граждане! Чапай думать будет!». В этой реплике и характер Петьки, и метко схваченная характеристика обстановки, атмосферы в дивизии Чапаева, и вместе с тем она выполняет очень важную роль в композиционной логике развития действия. Звук как монтажный элемент.