Причины возникновения фильма

Одной из причин возникновения фильма часто является сама профессия автора. Человек, путешествующий «профессионально» — географ, геолог, этнограф, зоолог, строитель, дорожник, часто стремится использовать камеру для документации своей работы. Его фильм будет иметь, конечно, более строгий, «академический» характер, чем фильм туриста, что объясняется другими его задачами. Наконец, случается, что автор решает специально отправиться в путешествие, чтобы отснять интересующий его фильм. В этих условиях, надо полагать, должен возникнуть фильм более высокого качества, так как условия путешествия будут специально приспосабливаться к требованиям съемки.

Так или иначе, какой бы ни была причина появления фильма, в его основе всегда лежит тема, возникшая и оформившаяся в сознании автора. Эта тема должна быть сформулирована им четко и конкретно. Автор должен ясно определить, о чем, о каком круге явлений он хочет сказать в своем будущем произведении, что в нем является главным, ведущим и что второстепенным, дополнительным. В видовом фильме одно лишь название местности не может быть темой фильма. Тематика фильмов, снятых в одной и той же местности, может быть крайне разнообразна. Один фильм может иметь физико-географическую направленность и давать представление о природных особенностях края. Темой других фильмов, снимающихся там же, может быть экономика, геология или строительство. Темой третьих — история и архитектурные памятники и т. д.

Четкость в выборе темы и конкретизация ее позволяют автору найти основную ведущую стержневую идею фильма и отбросить все побочное, второстепенное, несущественное. Когда тема автором сформулирована и стала предельно ясной и четкой, начинаются поиски формы, поиски приемов ее реализации, наиболее яркого и образного воплощения ее в сценарии. Можно, конечно, взять в руки камеру и снимать то, что глаз увидит. Может быть, такой материал и будет потом достаточно любопытным. Но целостное и творчески полноценное произведение— полноценный фильм — едва ли получится. В лучшем случае это будет набор более или менее интересных кадров. Чтобы создать фильм, надо заранее найти и определить его форму, соответствующую тому содержанию, которое вкладывается в него темой, надо найти художественные и технические приемы подачи материала.

Выбранная тема, ее разработка и утверждение требуют знания материала, умения найти его, отобрать все, что имеет отношение к теме, к местам, которые предстоит снимать. Все должно быть тщательно изучено. Карты местности, кинофильмы, фотоматериалы, зарисовки путешественников, литература научная и беллетристическая, рассказы очевидцев, экспозиции музеев и выставок — все должно быть заранее и с возможной полнотой использовано для того, чтобы яснее представить себе обстановку, условия, общую картину и характерные детали, место действия будущего фильма.

Только освоив материал, разобравшись в нем, представив себе контуры будущего фильма, можно на основе отобранной темы разработать первичный эскиз будущего литературного авторского сценария — то, что в профессиональной кинематографии называется либретто. Кратко излагая сюжет и фабулу будущего сценария, раскрывая основное содержание фильма, авторское либретто является тем исходным документом, тем творческим планом, который служит руководством при разработке и написании авторского литературного сценария.