Подготовительный период

Имея готовый режиссерский сценарий, можно сказать, что «кабинетный» этап работы над фильмом закончен. Теперь пришла очередь организационной работы, связанной с подготовкой всего, что необходимо для начала съемок. Какие это приготовления? Раньше всего нужно обеспечить себе возможность пользоваться необходимыми видами аппаратуры и приспособлений. Важнейшим, естественно, является съемочный аппарат. От его качества и дополнительного оснащения зависит многое, однако, работая в других условиях, не следует преувеличивать эти требования. Как показал опыт работы, много отличных съемок и фильмов, отмечавшихся высокими наградами, было сделано примитивной съемочной аппаратурой. С другой стороны, многие состоятельные граждане, располагающие современной съемочной аппаратурой, представляют слабые фильмы. Афоризм, что наилучшая техника не может заменить таланта и находчивости, в полной мере подтверждается и в этом случае.

Дополнительное оснащение съемочной камеры зависит от характера предстоящих съемок и может состоять из объективов различных фокусных расстояний, компендиума, светофильтров, запасной кассеты, приставки для покадровых съемок и т. д. Для камеры следует подумать о запасной батарее или аккумуляторе, чтобы не остаться с неработающим аппаратом из-за разряженного аккумулятора. Перерыв в съемках по такой на первый взгляд мелочной причине может стоить большого дополнительного времени для подготовки повторной съемки, особенно когда работает большая съемочная группа и сложен снимаемый эпизод. В стадии подготовки нужно также определить, на что будет сниматься фильм.

Выбор зависит от характера съемок и намеченного изобразительного решения будущего фильма. Необходимое количество расходников зависит от предполагаемого метража фильма. Следует также учитывать расход на монтажные захлесты, съемку дублей или повторение отдельных кадров, которые по разным причинам не удались с первого раза. Количество дублей в художественных фильмах больше, чем в документальных, так как приходится повторять ряд актерских эпизодов, которые должны быть отработаны во всех деталях и отвечать требованиям постановщика.

Некоторые научно-популярные фильмы также требуют применения более затратного коэффициента. Например, фильмы из жизни животных, съемки для которых часто являются охотой с камерой. Видя в визире животное, нельзя снять палец с пусковой кнопки, так как неизвестно, в какой момент спрячется наш «актер» и не окажется ли то, что мы поймаем в данный момент, лучшим кадром во всей картине.

Для съемок с искусственным освещением обычно используют прожектора и лампы для освещения снимаемого объекта. Только немногие могут себе позволить иметь собственный парк осветительного оборудования. Оно достаточно дорого, тяжело и неудобно в транспортировке. Кроме того, требует профессионального обслуживания при ремонте и подключении к электрическим сетям, особенно при больших мощностях. По этим причинам многие большей частью должны ограничиваться применением для освещения различных типов зеркальных и других ламп накаливания, которые устанавливают на легких портативных штативах-опорах по две или четыре штуки.

Перед началом работы следует узнать, на какую силу тока установлены предохранители в помещении, где будут проводиться съемки, чтобы они случайно не «вылетели» после включения вашего освещения. Следует также подсчитать расстояние до ближайшего места возможного подключения осветительных приборов и своевременно приготовить кабель достаточной длины.