Установка камеры

Каждый кадр может быть снят с большого количества различных точек, но только одна из них является наилучшей по изобразительному решению в данном конкретном случае. Это будет точка, в которой камера установлена не только на нужном расстоянии от объекта съемки, но и под соответствующим углом. Из фотографии известны закономерности перспективы и ее изменения, зависящие от углов зрения объективов. Они могут влиять на характер фотографического изображения, вызывать искажения формы, доходящие иногда до недопустимых пределов.

От установки камеры под нужным углом зависит эмоциональное качество кадра, положение персонажей или предметов в конкретной обстановке. Отрабатывая композицию очередного кадра, необходимо принимать во внимание эти обстоятельства. Рассмотрим результаты, получаемые при различных точках зрения камеры. Чаще всего съемка ведется при установке камеры на высоте, обеспечивающей нормальную перспективу, что соответствует высоте, с которой человек обычно рассматривает окружающий его мир. При этой точке зрения в изображении передаются действительные пропорции и перспективные соотношения. В зависимости от объектива камера охватывает своим полем зрения определенный строго ограниченный участок пространства. При съемке «с рук» камера находится на высоте глаз, при съемке со штатива — несколько ниже, приблизительно на высоте груди мужчины.

При съемке детей или небольших животных близко расположенной камерой ее нужно ставить ниже, чтобы излишний наклон не деформировал пропорций. В кадрах с участием детей камеру устанавливают на уровне высоты их глаз или на расстоянии одного метра от поверхности земли. В некоторых случаях применяется установка камеры почти на уровне пола, что соответствует так называемой «лягушечьей перспективе». Этот прием увеличивает снимаемый объект, который будет казаться больше, чем он есть в действительности. С эмоциональной точки зрения такие кадры создают впечатление величественности и значимости снятых объектов. Так смотрят верующие на высоко поднятую икону, так подданные глядят на властелина, возвышающегося на своем троне.

При высокой установке камеры (так называемая «птичья перспектива») в поле ее зрения попадает значительный участок пространства, что позволяет показать на большой площади толпу народа, познакомить зрителя с топографией местности, на которой развивается действие. Так снимаются некоторые батальные сцены, массовые мероприятия, походы, спортивные выступления; в этом случае получаются эффектные кадры, дающие правильное представление о происходящих событиях. Человек, показанный сверху среди открытого пространства, кажется в нем потерянным, а сфотографированный с точки, находящейся выше его, получается с уменьшенными пропорциями. Могучий Голиаф, снятый сверху, казался бы слабым по сравнению с маленьким Давидом, показанным с «лягушечьей перспективы».

Рациональное использование особенностей перспективных сокращений всегда дает желаемые изобразительные результаты. Однако их нужно применять осмотрительно и только в драматургически обоснованных ситуациях, помня о художественно-композиционном качестве кадра. Оперируя неосмотрительно этими средствами, легко обезобразить внешность героя.