Звук как монтажный элемент

Наиболее последовательно принцип звука как монтажного элемента Пудовкин применил в «Дезертире». Образцом кинематографического контрапункта сам Пудовкин считал известный эпизод борьбы за знамя (эпизод демонстрации рабочих и разгон ее полицией), где «конфликт» возникал из параллельного движения звука -музыкального сопровождения, из изображения их столкновения, В изображении перед нами вставала «объективная картина» боя разбочих с полицией с его переменным успехом, в звуке — субъективная оценка происходящего в изображении, раскрытие его внутреннего смысла. Пудовкин так впитывает эту сцену:

«Музыка вела линию смыслового раскрытия внутреннего показа того неизбежного исторического хода, ведущего к победе, который неотделим от нас, от восприятия рабочего, идущего в бой. Что получилось на экране? Идут спокойные улицы Берлина и одновременно вы слышите в музыкальном сопровождении еще тихие, но твердые звуки рабочего марша. Зритель получает некое странное ощущение несоответствия между этой музыкой и видом блестящих автомобилей, скользящих мимо роскошных магазинов. Когда показывается флаг демонстрации, все более выявляющаяся музыка сразу становится понятной и вовлекает зрителя в единый ход с рабочими массами, твердо марширующими по опустевшим широким улицам.

Налетела полиция, завязался бой, но мужественная, все время ощущаемая, как революционный дух, движущий рабочих и связывающий вместе с ними зрителя, музыка продолжает расти. Знамя упало, а музыка растет. Рабочим приходится все хуже и хуже, а музыка растет. Демонстрация разбита, герой погибает, музыкальное сопровождение растет. Разгром рабочих и победа полиции заполнила все, а музыка растет. И вдруг в последний момент вновь вспыхнувшее над толпой знамя совпадает в финале с максимально напряженной в своей патетической силе кодой и завершает в едином высочайшем напряжении весь эпизод и картину в целом...». Так работает музыкальное сопровождение для озвучки фильмов.

Выразительность и специфическая условность языка кино предстает перед нами прежде всего в многогранном характере его отношений к действительности, а следовательно, и в многогранном характере его обобщений: зрительных или изобразительных (композиция, ракурс, планы, свет, цвет), звуковых (слово, диалог, шумы, музыка), объединяемых в едином монтажно-драматургическом строе фильма. Это те обобщающие силы, которые образуют в своем взаимодействии структуру, организм кинообраза. С их помощью складывается и живет законченное художественное целое. Единство ассоциативных, графических, других художественных средств в этом законченном целом, музыкальное сопровождение фильма, использование звуковых элементов создают в итоге плод подлинного мастерства художника.